Ау, рок

Культура
Москва, 02.12.2002
«Эксперт Урал» №45 (80)
Екатеринбург не воспринял культуру акустического рока

В Москве и Питере рок-клубы работают каждый вечер. В Екатеринбурге рокеры выступают только по выходным и праздникам. Корректно ли сравнение провинции со столицами? Да, потому что Екатеринбург издавна называют третьей столицей российского рока.

Сегодня этот статус город, похоже, утратил. Кто ходит на рокерские тусовки? Публика от концерта к концерту меняется процентов на сорок. Люди приходят оторваться, попить пива, поорать "мясо!". Организаторы подобных шоу любят проводить соцопросы, и они показывают: народ идет посмотреть на кумира, расслабиться, при этом исполняемая музыка отходит на второй план. В итоге и музыкантам нет нужды "париться". Таков сегодня легендарный свердловский рок. Но в начале ноября в рок-н-ролльной жизни Екатеринбурга случилось-таки из ряда вон выходящее событие. В клубе "Люк" прошел вечер акустического рока - "Аку-Рок".

Другой драйв

Акустика - это совсем другой драйв в сравнении с электрическим звучанием. Не лучше и не хуже, просто другой. Технические, инструментальные отличия - отсутствие барабанов, электрогитар с их эффектами, использование акустических гитар. По настроению - более спокойная атмосфера.

В "Аку-Роке" приняли участие четыре местных коллектива, обычно выступающих в "электричестве". Сейчас им показалось интересно сыграть в акустике. Владимир Демьянов, гитарист и вокалист "Blues Doctors", поначалу обещал просто спеть "вдвоем с приятелем". Однако на сцену вышел весь состав группы и "замутил крутой unplugged" (букв. "отключенный" - акустический концерт). Сюрпризом стало появление того самого приятеля - мрачнолицего Владимира Бегунова ("Чайф") с акустической гитарой в руках. Вместе с "Blues Doctors" он спел несколько песен. Затем на сцену вышла группа "Лилит", организатор ее - бывший басист "Чайфа" Антон Нифантьев . Минимум внешних эффектов, максимум музыки, женский вокал, с которым мало что сравнится, - это была настоящая акустика. Сменил "Лилит" "апостроф'" (именно так, с маленькой буквы). Это, возможно, наиболее самобытный коллектив Екатеринбурга: в составе помимо стандартного набора рок-инструментов - виолончель, скрипка и контрабас; тексты, наполненные смыслом; стильные аранжировки. ВИА "Бабье лето" продемонстрировал качественно сделанную поп-музыку в жанре фолк. Акустикой, правда, не пахло: дискотека, как обычно.

Взаимное удовольствие

Кулуарные выступления редко получают широкий резонанс. "Аку-Рок" оказался значим для самих рокеров - он стал новым способом самовыражения. Обычная картина: каждая группа имеет в активе 10 - 15 песен, которые исполняются на всех концертах на протяжении месяцев, а то и лет. И вот группа решает сыграть в акустике. Переделываются аранжировки, меняются партии, идет поиск нового звучания. При этом нужно, чтобы сохранились дух, эстетика, стиль. Все это колоссальная работа, от которой получают удовольствие сами музыканты. Они увидели возможность проявить себя по-новому, поэтому на следующий "Аку-Рок" уже застолбили участие. "В акустике меньше эпатажа, все звучит более искренне, - считает вокалистка "Лилит" Мария Зубкова. - "Аку-Рок" - начало доброй традиции".

Интересна ли акустика зрителям? В какой-то мере: "типа что-то новенькое". Однако публика пока не готова к восприятию такой музыки. Первый "Аку-Рок" претензий на коммерческий успех не имел, билеты не отбили даже затрат на организацию. Клуб был заполнен меньше чем наполовину. Летом прошлого года последний более или менее масштабный акустический концерт "Пикник на обочине" собрал в "Пресс-баре" максимум триста человек за два дня. В Екатеринбурге аншлаг на акустику если и был, то на "Сансару", в зале на 50 мест. Все.

Может ли акустическая музыка в принципе стать доходным предприятием? На рельсах шоу-бизнеса она никогда не стояла. Принимавшие участие в проекте "Blues Doctors", "Лилит", "апостроф'" известны в городе тем, что принципиально не придерживаются определенного формата ради раскрутки. Именно определенного - формата "Нашего Радио". Оно осталось практически единственной дорогой в известность для музыканта, не играющего попсу. По словам Антона Нифантьева, музыканты давно перестали думать о музыке как источнике существования: "Нас приглашают - мы играем. А деньги зарабатываем другими путями".

В Москве или Санкт-Петербурге, где часто выступают известные коллективы, подобный концерт, возможно, не стал бы столь значимым. Но наверняка собрал бы больше публики - и больше денег. "У нас не было цели заработать. Была цель - сыграть акустику,- говорит организатор концерта Павел Елецкий. - Как можно приучить публику? Постепенно "мяса" убавлять? Вот у нас сегодня полуэлектричество, завтра электроакустика, затем полуакустика, а вот вам, наконец, и акустика в чистом виде. ГОСТа в отношении звучания или состава групп в акустике не было и нет. Группы те же, только способ представления меняется. Если люди получили удовольствие от увиденного, услышанного, прочувствованного, они придут снова. Здесь хорошо работает беспроводная связь между тем, кто сходил на такой концерт, и тем, кто еще придет. Вот она и есть - подготовка. Следующий "Аку-Рок" пройдет 22 декабря. Через пару концертов у него будет своя аудитория, способная получать акустический кайф. И тогда "Аку-Рок" станет, как всякое востребованное искусство, взаимным удовольствием".

Екатеринбург

У партнеров

    Реклама