Конфликт Виталия Артюхова и Александра Волкова - "цветочки" по сравнению с отношениями МПР и Александра Филипенко, губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, где добывается 6% мировой нефти и 60% - общероссийской. Главных претензий к министру три. Первая: он забыл, как в период слабости федерального центра губернаторы уберегли энергосистему страны и обеспечили двукратный рост объемов добычи. Вторая претензия: по мнению Филипенко, государственными запасами нефти и газа нужно считать только те, к которым подведены коммуникации, дороги и т. д. В ХМАО их осталось на 10 - 12 лет, а значит, власти РФ должны немедленно найти деньги на геологоразведку. И третья: новая лицензионная политика МПР обошлась ХМАО в 18 тысяч непробуренных скважин и 30 млрд рублей недополученных налогов.
В основании конфликта МПР и губернаторов - передел полномочий по лицензированию недропользователей и распределению поступающих от них налогов. "О какой эффективности недропользования в интересах государства может идти речь, если известны случаи, когда действующие лицензии выдавались организациям, не имеющим никакого отношения к недропользованию, а то и в рукописном виде без каких-либо приложений", - так отражаются на интернет-сайте МПР "наезды" губернаторов. Обеспеченность запасами крупных российских нефтекомпаний и "Газпрома" составляет 40 - 80 лет (крупнейших компаний США - до 15 лет), переданные в разработку богатые нефтью и газом участки порой достигают размеров среднего европейского государства.
В этих условиях Артюхов, во-первых, предложил законодательно ограничить площади лицензируемых участков недр. Во-вторых, министерство усилило контроль за исполнением недропользователями лицензионных условий. В-третьих, министр забраковал механизм конкурсов, практикующийся в регионах как не гарантирующий контроля за исполнением лицензионных требований и отзыва лицензий, а также провозгласил переход на преимущественно аукционы. Наконец, МПР установило мораторий на предоставление лицензий, что напоминает кампанию по перерегистрации всех лицензий, проведенную в 1998 году в Китае. Одновременно началась работа над внутриведомственными документами, значительно расширяющими права федерального центра в вопросах недропользования.
Александр Филипенко пытался отстоять свою позицию в Госсовете, где возглавил комиссию по вопросам недропользования. Но его предложения, которые потянули на четыре тома, так и не прошли. Внутриполитический вес задач, стоящих перед Виталием Артюховым, - найти деньги на общегосударственные реформы - не дает Филипенко возможности создать широкий фронт против Минприроды и лишает надежды на поддержку президента.