Море продуктов

Елена Смирнова
9 декабря 2002, 00:00
  Урал

Розничные продуктовые сети из небольших уральских городов все увереннее наступают на лидеров рынка - екатеринбургских ритейлоров

На продовольственный розничный рынок Уральского региона впервые выходит федеральный оператор: питерская сеть универсамов эконом-класса "Пятерочка", насчитывающая по России 135 магазинов, до конца декабря откроет в Челябинске два фирменных универсама. Крупные московские и питерские сетевые структуры неоднократно заявляли о перспективности Уральского региона и намерении работать на нем. "Пятерочка" первой выполнила обещание.

Выбор места дислокации на Урале неслучаен: челябинский ритейл не настолько поражен конкуренцией, как екатеринбургский, и развитие новой сети будет на нем менее затратным и более быстрым. Но и размещение универсамов в Екатеринбурге, по словам руководителей "Пятерочки", входит в ближайшие стратегические планы регионального развития.

Динамично развивающийся рынок продовольственной розницы, а также стабильная, хотя и невысокая по столичным меркам, покупательская способность населения делают областные города Урала привлекательными для сетевиков. Причем не обязательно столичных. Вероятны сетевые рокировки и на местном уровне. Итоги рейтинга продуктовой розницы Урала наглядно демонстрируют: ряд до недавних пор не известных сетей уральских городов уже дышат в затылок крупнейшим екатеринбургским ритейлорам. Их планы расширения сетей позволяют предполагать, что рынок продовольственной розницы ждут перемены.

Форматирование

До сих пор большинство крупных предприятий уральской розницы развивались по стандартной схеме. Первые магазины открывались на волне кризиса 1998 года. Понимание того, что максимально охватить рынок можно лишь на сетевой основе, тогда уже было: они тут же обрастали десятками новых торговых точек. Так, пермская сеть "СемьЯ", начав с шести супермаркетов в 1999 году, сегодня насчитывает 22 магазина; екатеринбургский "Купец" за последние четыре года увеличил число точек с 3 до 26. Значительно прибавила в количественном измерении сеть супермаркетов "Кировский": с лета открылось пять новых магазинов, всего сегодня работают 37, до конца года появится еще три, кроме того, строится фирменный магазин площадью 5 тыс. кв. м.

В уральских городах с населением до миллиона человек, где торговля развивается медленнее, сетевики ежегодно открывают по две-три новых точки - каждая площадью до 500 кв. м (в отличие от городов-миллионников, где средний размер сетевого магазина составляет порядка 1 тыс. кв. м). Так, магнитогорская торговая компания "Класс", реализующая продукты через сеть магазинов "Монетка" (тезка "Монетки" екатеринбургской) и супермаркетов "Класс", запланировала на 2003 год открытие трех небольших "Монеток" эконом-класса и один супермаркет.

Кстати, сами ритейлоры заявляют: супермаркет для них - наиболее предпочтительный формат торговли. Следом по популярности идут универсамы. Правда, потребитель вряд ли может отличить один от другого, настолько сегодня схожи их цели и принципы организации торговли.

Такой прогрессивный формат, как гипермаркет, в Уральском регионе только зарождается. Дело в том, что норма прибыли для гипермаркета обычно меньше, чем для супермаркета. Для получения прибыли ему необходим больший торговый оборот. В свою очередь, высокая оборачиваемость товара (в зарубежных гипермаркетах она достигает 40 раз в год) невозможна без больших торговых и не меньших складских площадей. А большому магазину с огромным ассортиментом не обойтись в свою очередь без разнообразных услуг для покупателей: детской комнаты, фотосервиса, билетных касс, кафе.

Понятно, что строительство гипермаркета - дело затратное как по финансам, так и по времени. Вот почему в России этот формат чаще всего располагается под одной крышей с торговыми центрами, площади которых арендуют специализированные магазины. Не исключение и Урал. Так, первый в Екатеринбурге гипермаркет "Монетка" занимает около 7 тыс. кв. м общей площади (включая складские помещения) в торгово-развлекательном центре "Екатерининский", второй (4,5 тыс. кв. м) до конца года откроется в ТЦ "Юго-Западный". Размеры и ассортимент магазина впечатляют; не случайно гипермаркет считается более высокой ступенью развития торговли после супермаркета. Директор "Монетки" Роман Заболотнов считает, что его магазин - лучший в екатеринбургском ритейле. На самом деле его просто не с чем сравнить: в своем формате он единственный.

Свой гипермаркет строит и пермская сеть "СемьЯ". Естественно, в Перми: пока в регионе нет сетевых рокировок. Увеличившись за три года почти в четыре раза и став, наряду с "Добрыней" и "Нормой", одной из крупнейших пермских сетей с объемом розничных продаж в 1,2 млрд руб., "СемьЯ" имеет финансовую возможность инвестировать строительство своего первого гипермаркета. В 2003 году предприятие планирует вложить в строительство своих фирменных супермаркетов и гипермаркета 850 млн руб. Сеть может позволить себе крупные инвестиции, поскольку является частью большого холдинга: "СемьЯ" входит в число предприятий группы "Экс", которые осуществляют операции с недвижимостью, предоставляют в аренду торговые, складские и офисные помещения. Но при этом главной составляющей денежных потоков, получаемых холдингом, является именно выручка от розничной торговли "Семьи".

Продуктовые "дочки"

Организация продовольственного бизнеса непрофильным инвестором - в принципе характерная черта.

Несколько предприятий уральского ритейла появились на свет вследствие диверсификации рисков крупных производственных или торговых компаний, никак не связанных с продуктовой розницей. В частности, екатеринбургская "Сталепромышленная компания", ранее владевшая сетью магазинов "Суперстрой", в 1998 году решила, что рынок продуктовой розницы дефолт затронул в меньшей степени, чем рынок стройматериалов. Так появился проект универсама "Звездный", сегодня это три магазина в двух районах Екатеринбурга.

Часто ритейлоры выходят из оптовых торговцев продуктами питания. Именно по такому пути четыре года назад прошел екатеринбургский "Купец". Ее основатель Свердловская продуктовая компания (СПК) с 1995 года занималась оптовой торговлей пивом, безалкогольными напитками и сигаретами. Предприятие обеспечивало чужую розницу, имело большой парк машин, кадры с торговым образованием. Спустя два года после основания фирмы совет директоров СПК посчитал нецелесообразным трудиться на чужие магазины - и открыл три собственных. Теперь "Купцов" в областном центре 26.

Кстати, первоначальная политика "Купца" на рынке была предельно агрессивна: магазины работали в аскетичном и по ценам, и по ассортименту формате дискаунтера, маржа составляла не более 5%. Пожалуй, именно "Купец" демпинговыми ценами положил начало снижению неоправданно высоких прибылей екатеринбургских магазинов. Благодаря конкуренции между "Кировской" сетью и "Купцом" торговые надбавки в среднем по городу упали с 30 до 18 - 19%.

Еще один крупнейший в Уральском регионе оптовый торговец продовольствием, челябинская компания "Незабудка", ждал своего часа дольше других. Собственная розничная сеть "Незабудка-Сервис" начала развиваться только в нынешнем году. Учитывая, что оптовик сам поставляет товар в свои магазины, а значит, имеет возможность формировать более привлекательные для потребителей цены, его выход на продуктовую арену вполне может изменить позиции местного ритейла.

Барьеры по-уральски

А изменения очевидны. Активно развиваются, и это подтверждают данные рейтинга, региональные сетевые торговые предприятия, которые не сегодня-завтра могут начать перемещение внутри регионального рынка. Начало освоения рынка федеральными ритейлорами "Пятерочка" уже положила. Не случайно первый универсам эконом-класса она открывает в Челябинске: рост объема розничного товарооборота в этой области в январе-сентябре 2002 года по отношению к 2001 году был максимальным в Уральском регионе (12,5%).

И все же остаются сомнения: можно ли уральский рынок считать перспективным для общероссийских сетей? Директор ЗАО "Супермаркет "Кировский" Игорь Ковпак, например, не устает повторять: при нашей низкой торговой наценке и значительно более низком уровне жизни Урал москвичам неинтересен.

И в перспективе интересен не будет: с начала 2003 года на территории, в частности, Cвердловской области перестанет действовать прежний закон "О едином налоге на вмененный доход", и магазинам придется перейти на общий режим налогообложения, в том числе и на уплату 5-процентного налога с продаж. Это значит, что розничные цены уже с января могут вырасти как минимум на 5%.

И все же местные налоги вряд ли могут быть барьером на пути федеральных ритейлоров. Скорее, ни одна столичная продовольственная сеть не продвинулась дальше Санкт-Петербурга потому, что открытие первого магазина на новом рынке, по оценкам самих ритейлоров, требует колоссальных затрат. Помимо вложений в строительство или покупку здания (а они могут исчисляться десятками миллионов долларов), только операционные расходы на содержание офиса и оплату квалифицированного персонала, привезенного из столицы, могут ежемесячно составлять 20 тыс. долларов. При этом еще нужно смириться с потерей маржи: на плановый уровень рентабельности магазин в том же Петербурге выходит не раньше чем через полгода. На Урале сроки еще более растянуты.

Кроме того, экспансию на рынок розницы тормозит и настороженность в этом вопросе представителей власти, которые не одобряют прихода иногородних сетей и фактически сдерживают рвение "федералов" на уровне переговоров. По мнению министра торговли, питания и услуг Свердловской области Веры Соловьевой, в первую очередь в области должны развиваться не чужие, а свои торговые сети: только безупречное качество торговли может стать барьером на пути иногородних ритейлоров.

В принципе федеральных ритейлоров конкуренция друг с другом устраивает куда больше, чем актуальная несколько лет назад война с общим врагом - нецивилизованной розницей в лице мелкооптовых рынков. Приучив покупателей к супермаркету, сети отучили его от базара. И все же слишком много факторов сдерживает массированную атаку на уральскую розницу.

Барьер для торговой экспансии уже существует - по крайней мере, в виде высокой конкуренции местных сетевиков и невысокой торговой наценки. Работать на привычной марже, но на чужой территории, сегодня могут только уральские ритейлоры.

Тормозит процесс и проблема с торговыми площадями: свободных и готовых к продаже в городе почти не осталось. Даже головной "Купец", расположенный в центре Екатеринбурга в здании захиревшего и ушедшего с рынка универсама "Мария", арендует это помещение у агентства недвижимости. Москвичи же арендовать помещения не хотят. И они правы: твой бизнес дороже стоит, если здание и земля под ним - твои.

Таким образом, факторов, сдерживающих федеральную экспансию, немало. И скорее всего, рынок уральской продовольственной розницы перемены ждут именно изнутри.

Дискаунт - форма торговли с ограниченным количеством (до 1 тыс.) позиций в ассортименте и предельно минимизированными издержками. Технология дискаунта способна предложить покупателям достаточный комфорт и ассортимент при ценах на уровне оптовых рынков. Предполагает 100-процентное самообслуживание и исключительно сетевую организацию.

Супермаркет, универсам - магазины самообслуживания, сочетающие продажи продуктовых и непродовольственных товаров. Предполагают большую площадь торгового зала и разнообразный ассортимент товаров, высокое качество обслуживания и оформления торговых залов.

Гипермаркет - площадь от 2 тыс. кв. м; наличие большой парковки и удобных подъездов; широкий и быстро обновляемый ассортимент товаров; низкие цены и наличие скидок; система самообслуживания; продовольственные и основная часть непродуктовых товаров продаются на одной торговой площадке с оплатой в одних и тех же кассах.