Скоро война

Дмитрий Толмачев
9 декабря 2002, 00:00
  Урал

Столкновения между столичными и местными торговыми сетями Уралу не избежать. Победит тот, кто быстрее это осознает и лучше подготовится

Итак, в уральской продуктовой рознице с нового года пойдут изменения, о которых говорили давно. Приход в Челябинск питерской торговой сети "Пятерочка" - событие знаковое. Оно свидетельствует о начале экспансии столичных (Москва и Санкт-Петербург) торговых сетей вглубь России, на Урал. Экспансии, заметим, ожидаемой. Еще два года назад в интервью нашему журналу генеральный директор сети супермаркетов "Кировский" Игорь Ковпак заявил: "Меня не радует новость, что скоро у нас появятся филиалы московских торговых предприятий. Конкуренция будет только нарастать. Меня это заставляет держать нос по ветру, совершенствоваться, усиливать требовательность к себе и коллективу". Время на "совершенствование" у местных торговцев было. Насколько готовы они сегодня к столкновению со столичными конкурентами, есть ли у них в запасе козырные карты? Для ответа на эти вопросы необходимо знать, как выглядят уральские продуктовые сети сегодня.

Для этих целей аналитический центр "Эксперт-Урал" составил рейтинг розничных продуктовых сетей. Это первый региональный рейтинг такого рода. До сих пор показатель реального товарооборота большинство предприятий торговли раскрывать отказывались, исключение составляли крупнейшие продуктовые сети Москвы и Санкт-Петербурга, а также отдельные продвинутые региональные сети. И некоторые компании наше предложение раскрыть данные расценили едва ли не как святотатство. Так, общение с екатеринбургским торговым центром "Вузовский" и пермской торговой сетью "Норма" нам напомнило славные времена советской торговли.

Большинство продуктовых сетей все же согласились раскрыть данные, а те, кто принял решение не участвовать в рейтинге, с пониманием отнеслись к нашей инициативе.

Это свидетельствует о росте открытости в наиболее перспективном секторе розничной торговли. И эта открытость, заметим, оправдает себя в недалеком будущем, когда растущая конкуренция заставит ключевых игроков искать серьезные инвестиционные ресурсы для слияний и поглощений, расширения географии, вложений в инфраструктуру.

Стоит также оценить помощь, которую нам оказали специалисты компаний, а также руководители и сотрудники комитетов по потребительскому рынку Перми, Уфы и Тюмени. Отказались от сотрудничества соответствующие подразделения администраций Екатеринбурга, Кургана, Оренбурга и администрации Челябинской области.

Сетевая география

Из четырнадцати торговых сетей, которые могли бы претендовать на звание крупнейших по итогам 2001 года, в основной рейтинг вошли девять. География такова: пять расположены в Екатеринбурге и по одной - в Челябинске, Перми, Магнитогорске и Тюмени. Выпали из рассмотрения одна сеть в Тюменской области, две - в Перми и три в Екатеринбурге: они отказались предоставить данные. Две крупных сети ("Незабудка-Сервис" из Челябинска и "Матрица" из Уфы) не попали в рейтинг, поскольку в 2001 году еще не имели продаж. Еще четыре мелких в рейтинг включены не были по причине незначительных оборотов.

Большинство продуктовых сетей локализованы в рамках одного города: слишком уж велика разница в доходах областного центра и прилегающих территорий. А идти в другие области, не зная специфики территории, рискованно. Впрочем, есть два исключения. Пермская сеть "СемьЯ" работает в Березниках, крупном промышленном центре. Рекордсмен по территориальному охвату - торговая сеть "Сибинтел", ее филиалы находятся помимо Тюмени в Нижневартовске, Новом Уренгое, Сургуте и Ноябрьске.

Primus inter pares (лучший среди равных)

Единственная торговая сеть, которая до сих пор фигурировала в общероссийских рейтингах крупнейших компаний продуктовой розницы, - супермаркет "Кировский". Что неудивительно: это признанный лидер рынка, именно он первым стал раскрывать данные о себе. Но, как выяснилось, есть еще несколько крупных продуктовых сетей, сопоставимых по обороту с "Кировским". Они буквально наступают ему на пятки. И не только в хорошо развитом с точки зрения продуктовой розницы Екатеринбурге, но и в Перми, Челябинске.

Вторую позицию в рейтинге занимает екатеринбургская торговая сеть "Купец", которая серьезно приблизилась к "Кировскому" по обороту, увеличив в 2001 году продажи до 52,8 млн долларов. На третьем месте пермская сеть "СемьЯ" с продажами в 38,4 млн долларов по итогам 2001 года. Это тройка одновременно является лидером и по количеству торговых точек: каждая на начало года насчитывала более двадцати.

Формат сетей "Кировский", "Купец" и "СемьЯ" также схож. Совсем ненамного отстает от них развивающаяся в близком формате (дискаунтеры и супермаркеты) магнитогорская компания "Продукты Класс" (5-е место в основном рейтинге), которая включает сеть дискаунтеров "Монетка" и супермаркеты "Класс". В рейтинг попали две весьма схожие по происхождению и специфике бизнеса компании - екатеринбургские " Юнилэнд - Центры торговли" и челябинская " Пирамида". Их показатель оборота включает помимо розничного направления также мелкий опт. Для обеих компаний основным направлением была оптовая торговля, в розницу они вложились позднее и обе начали с магазинов формата cash&carry. Юнилэнд открыл два Мегамарта в Екатеринбурге и центр мелкооптовой торговли в Челябинске, "Пирамида" - два центра мелкооптовой торговли "Молния". Кроме того, "Пирамида" владеет также супермаркетом "Панорама" в Челябинске, а Юнилэнд там же начал развивать сеть дискаунтеров "Дикси", которая, по нашим данным, включает три магазина.

Кстати, по "родословной" к "Пирамиде" и Юнилэнду близка и другая сеть, которая не попала в рейтинг, поскольку активно развиваться начала только в этом году - " Незабудка-Сервис". Ее "родителем" является челябинская компания " Незабудка" - один из крупнейших на Урале оптовых поставщиков продуктов питания.

Замыкают рейтинг екатеринбургская торговая сеть ТКЦ "Чкаловский", торговая сеть тюменской компании " Сибинтел" и екатеринбургская " Монетка". О последней следует сказать особо: в прошлом году компания только начала развиваться, тогда действовало три точки, основные мощности введены уже в нынешнем году.

Крупнейшим прирастать сложнее - именно так можно охарактеризовать динамику роста сетей. Лидеру рынка с годовым оборотом 70 млн долларов увеличить оборот наполовину несравненно сложнее, чем мелкой сети с тремя точками и оборотом в миллион долларов в год.

Лидер, "Кировский", за год увеличил розничные продажи на 55 процентов. Сопоставимыми либо меньшими темпами росли меньшая по размеру сеть "ТКЦ Чкаловский" (из-за своего расположения в относительно бедных районах города) и компания "Класс". В последнем случае ограничителем стало насыщение рынка, на котором группа занимает доминирующую долю. А вот "Купец", "СемьЯ" и "Юнилэнд - Центры торговли" за тот же период выросли на 70 - 120%, причем основным фактором во всех случаях стало расширение торговых площадей.

Эффективность - понятие относительное

Расчет показателей эффективности весьма условен, поскольку различны форматы, в которых развиваются сети. Так, оборот на метр торговой площади по всем точкам группы "Пирамида" составляет около 8 тыс. долларов в год - почти в два раза выше, чем, например, у "Кировского". Но это вовсе не означает, что "Пирамида" работает эффективнее "Кировского": просто две ее точки из трех представляют собой центры мелкооптовой торговли (cash&carry). В этом случае торговая наценка, а значит, и добавленная стоимость, создаваемая бизнесом, выше. Впрочем, в рамках одинаковых по формату сетей эти показатели можно сравнивать. А вот, например, по компании Сибинтел этот показатель не рассчитан, поскольку значительную часть товарооборота на тех же площадях занимает непродовольственное направление.

Показатели супермаркетов отличаются довольно сильно и лежат в диапазоне от 2,1 ("СемьЯ") до 6,9 тыс. долларов на квадратный метр ("Купец"). И хотя достоверность этого показателя относительно невысока, особенно по тем сетям, которые активно вводили новые торговые площади в 2001 году, общую картину он дает. Во-первых, сопоставимые по остальным параметрам сети ("Купец", "Кировский") достаточно сильно отличаются по показателю выручки на метр торговой площади. Во-вторых, Екатеринбург по этому параметру далеко впереди Перми. Мы можем объяснить это меньшим платежеспособным спросом пермяков. А вот Магнитогорск, что называется, на уровне. Обусловлено это помимо относительно высоких доходов магнитогорцев еще и тем, что сеть "Класс" доминирует на местном рынке, контролируя примерно пятую часть всего розничного товарооборота города.

Мы ждем перемен

Подведем итоги. Уральские торговые сети, конечно, уступают московским по выручке, но разница не столь внушительна. Продажи лидеров - "Кировского" и "Купца" - сопоставимы с продажами питерской "Пятерочки" годом раньше. И лишь в четыре-пять раз ниже лидеров российской продуктовой розницы. И возникни у того же "Кировского" серьезное желание расширить сеть на другие города региона, его продажи вполне могут вырасти в разы. А расширяться есть куда: в том же Челябинске, Перми, Уфе при относительно высоком потребительском спросе продуктовые сети пока недостаточно развиты.

Уральские сети пока не самые крупные из региональных - вслед за московскими лидируют южная торговая сеть "Магнит" (Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону) со 166 магазинами и продажами в 170 млн долларов по итогам 2001 года, а также калининградская "МДМ-Виктория" с продажами в 80 млн долларов по итогам 2001 года. Но вот по количеству крупных продуктовых сетей наш регион явно следует сразу за Москвой и Санкт-Петербургом.

Уверены, что по итогам нынешнего года в рейтинге произойдут существенные изменения. В полную силу заявила о себе "Монетка", торговые площади которой составляют сегодня 6,9 тыс. кв. метров и которая владеет единственным пока на Урале гипермаркетом. Товарооборот "Монетки", исходя из тенденции за 9 месяцев, должен составить порядка 25 - 30 млн долларов.

В этом же году в 1,7 раза увеличилась торговая сеть "Кировского" (до 37 магазинов), три магазина запустила челябинская "Незабудка-Сервис", начал развивать сеть дискаунтеров "Дикси" в Челябинске Юнилэнд. На 3,5 тысячи квадратных метров расширила торговые площади своего филиала в Новом Уренгое компания Сибинтел. Наконец, в полной мере заявила о себе единственная пока в Уфе продуктовая сеть "Матрица", открывшая на сегодняшний день 11 магазинов.

Развитие продуктовых сетей идет полным ходом, и недалек тот день, когда крупнейшие игроки начнут активно завоевывать рынки соседних областей и городов. Другого выхода для существенного увеличения своей доли у них нет. В будущем году ожидается сокращение темпов роста потребительского рынка, что станет еще одним стимулом для регионального расширения торговых сетей. Впрочем, существует еще один способ экспансии - через поглощение конкурентов, однако финансовый потенциал местных сетей пока слишком слаб для этого. Единственный вариант, который мы не исключаем, это покупка москвичами или питерцами местной сети (это облегчит им вхождение на рынок).

Если местные сети будут медлить с расширением в другие регионы, эту нишу займут столичные конкуренты, обладающие значительно большим финансовым и технологическим потенциалом. Тогда уральские торговцы лишатся основного конкурентного преимущества - возможности первыми занять самые перспективные ниши. И чем дольше местные сети будут медлить, тем меньше будет их кусок в будущем "пироге".