Разбудите спящих

Людмила Колбина
16 декабря 2002, 00:00
  Урал

- призывает Лариса Гусева , эксперт в вопросах управления бизнесом, генеральный директор Урало-Сибирского института бизнеса

- Лариса Константиновна, опыт консалтинга в менеджменте говорит: влияние лидера на весь бизнес-процесс, на успех или неуспех компании - фактор номер один. Остальное - его производные. Насколько сами менеджеры осознают это?

- Глобально осознающих это менеджеров сегодня очень мало. Сказывается недостаток психологического образования. Консультанты всего мира утверждают: организация есть проекция личности первого руководителя, продолжение его бессознательного "я". Первое лицо принимает решения, от которых зависит, куда и как плывет корабль. Бесполезно обвинять рынок, маркетинг, социально-политическую обстановку в стране, подчиненных - люди выбраны и расставлены им самим. Но часто менеджер не осознает первопричин, видя только феноменологические проявления: экономические потери или обретения. На предприятии упали продажи, клиенты ушли к конкурентам, сотрудники недостаточно ответственно подходят к работе, секретарша нагрубила важному человеку, обокрали офис и т.д. и т.п. При анализе ситуации руководители чаще всего концентрируются на видимых объективных моментах, не рассматривая ситуацию целиком, не подключая психическую составляющую, не понимая forma mentis (проекта) проблемы.

- Почему?

- Сейчас собственники бизнеса предпочитают оставаться в тени, на первый план выходят наемные менеджеры, для которых главная проблема - перекладывание ответственности. Они очень любят фразу: "Я же не собственник!". С точки зрения психологии инфантильная позиция гораздо удобнее. Но когда менеджер не контролирует процесс целиком, когда он чуть неряшлив, та часть ответственности, которую он не берет на себя, и проявляется в недоделанных вещах, экономических потерях.

- Значит, нужно назначить на эту должность более ответственного.

- Максимально ответственного человека найти очень сложно. Даже позитивный менеджер из-за отсутствия у него психологической подготовки не может правильно подобрать команду и распределить функции. Он не может угадать и развить истинные природные способности подчиненного, что на самом деле -наиважнейшая функция лидера. Самая распространенная ошибка руководителя в том, что, выбирая кого-либо, он часто проецирует на него свои собственные качества: то, что для него легко и просто, он полагает, просто и для других. Кроме того, наши менеджеры не понимают, как важно правильно построить взаимоотношения не только внутри организации, но и с социально-политической системой, что этим надо так же системно заниматься. Внутренняя система - это проекция коллективного бессознательного организации, внешняя - всей страны. Невыстроенные взаимоотношения с обеими системами работают против компании, менеджер входит в противоречие с коллективным бессознательным всех.

- Какая модель управления сегодня эффективна на Западе?

- Основная ставка во всем мире делается на креативность управленческих решений первого лица и команды. Конкурировать за счет технологий скоро будет невозможно, их слишком быстро копируют. По продукту как таковому на Западе не конкурируют уже давно. Основным конкурентным преимуществом становится человеческий капитал. Если на тебя работает человек, способный создать новую технологию, ты выиграешь у конкурента, твоя фирма будет продвигаться быстрее. Крупнейшие корпорации Запада сумасшедшие деньги, 5 - 7% от оборота, тратят на образование персонала, повышение его квалификации.

- А в России?

- У нас конкуренция по креативности - самая низкая. Собственники и менеджеры в сфере услуг в этом плане более продвинуты: в производственном менеджменте конкуренция идет по продукту, а в торговле - уже по технологиям. Потребность в знаниях, технологиях, системах управления растет хорошими темпами.

- Если нас в ближайшее время ждет конкуренция по креативности, выходит, нашим корпорациям нужно стартовать уже сейчас?

- Конечно. Ведь сейчас задача формирования глобальных лидеров действия не решается: промышленность в этом плане спит. Здесь проблема с хозяином. Собственник чаще всего рассматривает предприятие не с точки зрения его развития, а с точки зрения откачки денег. А в действительности управлять некому, нет грамотного менеджера - лидера, который способен организовать весь процесс и повести за собой команду.

- Как получить максимально эффективных менеджеров: улучшить отбор, обучение?

- Менеджеров надо формировать. На это уходит не один год. Один лидер, научившийся реализовывать природную лидерскую способность, может сформировать другого, обладающего потенциалом, и целую команду, привить определенный образ жизни и действий, привить победную логику. Безусловно, при этом необходима рациональная подготовка в области менеджмента, маркетинга, финансов, техники управления, но определяющей будет собственная внутренняя психическая динамика менеджера. Насколько он осознает себя, насколько трансцендентен по отношению к стереотипам, насколько верен проекту - настолько он и успешен, настолько и соответствует понятию "лидер". Позитивный менеджер XXI века способен решать любые проблемы, умеет пользоваться собой как инструментом для того, чтобы диагностировать любую ситуацию и управлять ею.