В первом номере журнала "Эксперт-Урал" за 2002 год два философа-искусствоведа, Сергей Кропотов и Лев Закс , говорили о том, что развитию культуры, и уральской, и российской в целом, мешает "граничная психология". В то время, когда мир переживает мощную культурную интеграцию, для нас все еще важны границы - внешние, географические, и внутренние, мировоззренческие. Виды искусства, учреждения культуры, отдельные территории - по большому счету, вся Россия - варятся в собственном соку.
Теперь можно сказать: одна из ярких культурных тенденций уходящего года - стремление к преодолению границ.
Особенно заметна интеграция внутри региона. Курган, имеющий шикарный концертный зал, но испытывающий недостаток в собственных вокалистах, приглашает солировать в оперную постановку певцов из соседних областей. При драматических театрах создаются своеобразные межобластные антрепризы. Увеличивается число региональных фестивалей разных направлений.
Продолжается сближение провинции и столицы. В екатеринбургском Театре оперы и балета "Царскую невесту" поставил художественный руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман , факультет танца в Гуманитарном университете возглавил москвич Геннадий Абрамов .
В областных центрах появляется все больше залов, в которых демонстрация мировых кинопремьер начинается одновременно с Москвой и другими столицами мира. (В Екатеринбурге, например, с открытием частного кинотеатра "Колизей" их стало четыре.)
Современные возможности культурного обмена снимают необходимость миграции в столицу для состоявшихся творческих коллективов. Театр "Провинциальные танцы", представляющий всему миру российский contemporary dance, сохраняет уральскую прописку. На "исторической родине" он выступает куда реже, чем на международных площадках, но это распространенная мировая практика.
Зато и мы получаем все больше гостей. В уходящем году Урал посетили английские, голландские, французские труппы, работающие в жанре современного танца. В Челябинске, Перми, Уфе, Екатеринбурге прошло несколько крупных международных фестивалей.
Побеждающая "безграничная психология" побуждает самих художников производить продукт, способный выдержать конкуренцию на мировых рынках. Наше искусство становится конвертируемым.