Машиностроение: вытягивает оборонка

Дмитрий Толмачев
23 декабря 2002, 00:00
  Урал

Для уральского машиностроения год оказался знаковым: произошло разделение отрасли на два сегмента. Первый, ориентированный на внутренний рынок, если не в кризисе, то в глубокой стагнации. Второй, экспортный, продолжает расти. Пока общее сальдо положительное, и статистика рапортует о росте, но это не должно обманывать.

Правда, есть два фактора, внушающие оптимизм. Первый: в отрасли появились игроки, которые в состоянии противостоять кризисным явлениям серьезным финансовым, кадровым потенциалом, диверсификацией активов. Это в первую очередь Объединенные машзаводы, прочно вставшие на ноги Уралвагонзавод, Уфимское моторостроительное ПО, а также такие объединения, как Финпромко, Уралинвестэнерго. Даже при самом пессимистичном раскладе они отодвинут отрасль от кризиса, в каком она находилась во второй половине 90-х. Но и отсутствие внутреннего рынка не даст возможности нормально развиваться. Значительная часть предприятий строительно-дорожного, сельскохозяйственного, металлургического, коммунального, электротехнического машиностроения обречена балансировать на грани кризиса еще как минимум два-три года, пока (при удачном стечении обстоятельств) не начнут давать результаты реформы электроэнергетики, ЖКХ, Газпрома, железнодорожного транспорта.

Второй положительный фактор: отрасль будет толкать вперед рекордно высокий экспорт. В 2000 - 2001 годах уральский машиностроительный комплекс удачно вписался в одну из самых мощных волн закупок вооружений Китаем и Индией. И хотя объемы военно-технического сотрудничества с этими странами к середине десятилетия, по прогнозам специалистов, сократятся, на два-три года эффекта хватит. Радует и то, что благоприятная конъюнктура в оборонке сопровождается начавшимися (хотя и с большим скрипом) реформами. Предоставлены права самостоятельного экспорта комплектующих Уралвагонзаводу, Уральскому оптико-механическому заводу. Создан концерн " Антей", который на фоне прогнозируемого роста закупок комплексов ПВО сможет дать импульс развитию таких предприятий, как ижевский " Купол", свердловский завод им. Калинина, " Вектор" и т.д. На очереди формирование других крупных холдинговых структур в ВПК.

Возможно, за счет этого отрасли удастся дотянуть до следующего витка внутреннего спроса, который мы связываем с реформой естественных монополий.