Эдуард Россель: "Портить отношения с ФПГ - вредить экономике региона"

Виктор Белимов
23 декабря 2002, 00:00
  Урал

Губернатор Свердловской области о сложных отношениях с Москвой и идеальных - с бизнесом

Уходящий год Россия прожила при новом Налоговом кодексе. Как вы обозначили бы нынешнюю идеологию финансовых взаимоотношений регионов и федерального центра?

- Пока нет закона о межбюджетных отношениях, ни о каком бюджетном федерализме речи быть не может. Мы понимаем, почему финансовые потоки перераспределяются в сторону центра: перед ним стоит масса задач, а многие регионы сидят на трансфертах. Но в этом и самая главная несправедливость. Если так продолжать, регионы-доноры вымрут как явление. Поощряется иждивенчество. Мне нравится, как строили бюджетный федерализм в США. К примеру, для дотационного штата Юта разрабатывается 5 - 10-летняя программа по выводу его сначала на бездефицитный бюджет, а потом и на профицитный. Помогают все штаты. Но когда штат выходит из списка дотируемых, он начинает возвращать все, что было на него затрачено. Так постепенно все штаты стали самодостаточными. Президент США под Рождество с губернаторами шампанского выпьет и спокоен. У нас же наметился явный межбюджетный перекос. Так федеративные государства не строят.

- Россия переживает ломку старых механизмов администрирования. Оформился новый центр влияния - полпредства. Заметно усилилась роль администрации президента в реформировании экономики. В этих условиях бизнесу, отечественному и иностранному, приходится пересматривать принципы взаимоотношений с властью. Какие у вас, как у губернатора, остались рычаги для позитивного воздействия на состояние бизнеса и как вы ими пользовались в уходящем году?

- Пресса ошибочно считает, что с появлением полпредств у губернаторов урезали полномочия. Эти полномочия прописаны в Конституции, как их можно урезать? Президент вправе создавать в своей администрации любые подразделения. Но мои полномочия с полномочиями полпреда не пересекаются. Личные взаимоотношения у нас хорошие. Я как высшее должностное лицо - проводник всех идей и задач президента на вверенной мне избирателями территории. Меня не занимает, кто из бизнесменов на что ориентируется или переориентируется. Меня занимает только экономика Свердловской области. Примеров моего тесного сотрудничества с уральскими ФПГ сколько угодно. В уходящем году мы открыли первую частную железную дорогу на Тиман. Это совместный проект руководства Свердловской области и СУАЛ-холдинга. Я активно способствую созданию Уральской трубной компании. Мои личные переговоры с президентом Азербайджана привели к тому, что Свердловская область сегодня реанимирует трубный завод в Сумгаите. Это примеры политического содействия. Когда договариваются первые лица, следом для бизнеса многие двери открываются. На днях я направил докладную записку на имя президента России с полным описанием проблем по стану-5000. Воплощена наша идея по производству нефтеналивных цистерн на Уралвагонзаводе. Взаимодействие не видимо, но оно есть.

- Весь год СМИ муссировали такую тему: между Росселем и руководителями ФПГ пробежала черная кошка, отсюда якобы и недовольство вашей идеей нравственного налога, и инициированная УГМК проверка финансовых взаимоотношений областного бюджета с муниципалитетами. Ощущаете ли вы претензии к себе со стороны бизнеса?

- Портить отношения с ФПГ- наносить вред экономике области. Нравственный налог - крайне важная тема. Когда-то мы помогали предприятиям встать на ноги. Настал черед и долги отдавать. Я предлагаю направить средства на строительство жилья. Партия в свое время провозгласила: в Свердловской области бараков нет. И их вымарывали из документов БТИ. Но они оставались в судьбах людей. У меня нет ни одного официального заявления, где бы идея нравственного налога подвергалась сомнению. Да, в думе была попытка подменить понятия: некоторые олигархи предложили платить этот налог как за содержание соцсферы. Но это разные вещи! Не хотите содержать жилье - приведите его в порядок и отдайте муниципалитетам. Мы же говорим о решении жилищных проблем, которые унижают, озлобляют людей. Все это пахнет трагедией. Мы видим, как сегодня в Венесуэле идет, по сути, борьба народа с олигархами... Что касается проверок межбюджетных отношений, то я убежден: если бизнесмен платит налоги, он вправе знать, как расходуются его средства. Но недавно этим же занимался Минфин, у него нет претензий.

- Сейчас стало модно строить долгосрочные планы развития территорий. В Свердловской области в 2002 году появилась "Стратегия развития производительных сил до 2015 года". Какие задачи стоят перед властью?

- Нам удалось свести интересы всех, и по отраслям промышленности, и по территориям. Программа предполагает увеличение объемов регионального ВВП к 2015 году почти втрое. Под это надо 50 млрд долларов. Половину готовы вложить сами предприятия, половину планируем искать за рубежом. Продвижение проекта в ведущих странах мира - это первая задача власти. Нам надо уделить особое внимание вопросам занятости, вопросам передачи с баланса предприятий социальной сферы. Это снизит себестоимость продукции, усилит ее конкурентоспособность на мировых рынках. Отмечу, что наши идеи заинтересовали федеральное правительство. Уверен, подобная концепция должна появиться на уровне страны. После этого и можно будет говорить о подлинном бюджетном федерализме. Потому что одна из главных задач "Стратегии" - так разместить производства, чтобы все города и районы Свердловской области были самодостаточны.