"Промышленная политика должна формироваться снизу вверх"

Галина Щербо
23 декабря 2002, 00:00
  Урал

Заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов за согласование стратегических позиций Приволжского и Уральского округов

Сергей Александрович, каковы основные результаты экономической политики полпредства в ПФО в уходящем году?

- В Приволжском федеральном округе сосредоточена четверть всего объема промышленного производства страны, львиная доля наукоемкого бизнеса: 85% предприятий российского автопрома, 65% - авиастроения, около половины всех производств нефтехимической отрасли и треть судостроительных активов.

Но экономика жизнеспособна, пока постоянно развивается. Поэтому стратегия промышленного развития Поволжского макрорегиона базируется на использовании инноваций. Не случайно именно Приволжский федеральный округ выбран пилотной площадкой для создания и испытания венчурной инфраструктуры, цель которой - увеличить долю инновационно активных предприятий. Отработанная у нас государственная программа будет реализовываться через Центры венчурного предпринимательства во всех федеральных округах.

Организаторами диалога венчурных инвесторов с предприятиями выступят Межрегиональный фонд содействия инновациям и окружной Коучинг-центр с агентской сетью в регионах Поволжья. Той же цели служит открытие регионального бюро программы TACIS, деятельность которого будет охватывать одиннадцать территорий округа. По инициативе полпреда Сергея Кириенко в 2003 году венчурная ярмарка пройдет на стыке экономических регионов Урала и Поволжья - в Перми.

- Тесные взаимоотношения связывают ПФО с Северо-Западным округом в развитии судостроения, лесопереработки, поддержке инноваций. В то же время некоторые субъекты, вошедшие в состав ПФО, - Башкортостан, Удмуртия, Пермская и Оренбургская области - с экономической точки зрения всегда тяготели к Уралу с его базой черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения. Учитывается ли эта специфика при разработке стратегии экономического развития Приволжского федерального округа?

- Несомненно. Более того, мы убеждены в необходимости укрепления территориально-отраслевых связей, в согласовании стратегических позиций Приволжского и Уральского округов. С нашей точки зрения, общая стратегия социально-экономического развития России, имеющаяся у федерального центра, - это не шаблон, который можно автоматически наложить на все регионы. Формировать государственную промышленную программу нужно и снизу вверх, из федеральных округов, публично обсуждая ключевые направления и действия, межрегиональные приоритеты федерального значения. Встречные векторы должны взаимно увязываться на семи окружных площадках.

Например, у нас действует такая переговорная площадка различных ветвей власти и делового сообщества, как "Клуб 17+". Он объединяет 15 министров экономики регионов в составе ПФО, а также Астраханской и Волгоградской областей, входящих в ассоциацию "Большая Волга". Знак "плюс" означает возможность для любых соседних с ПФО округов присоединиться к разговору.

- В каких еще конкретных проектах будут отрабатываться интеграционные механизмы?

- В 2003 году ПФО и УрФО будут принимать совместное участие в федеральной программе по модернизации транспортной системы Поволжья и Урала. Мощности логистической инфраструктуры в ее нынешнем состоянии могут использоваться только на 30 - 40%. Строительство современных грузовых терминалов и центров логистики существенно увеличит грузопоток как в международном транспортном коридоре "Запад - Восток", так и на водных путях Волго-Камского бассейна.

Идея создания федерального центра авиационного двигателестроения в Перми с привлечением ресурсов Башкортостана и Самары, развитие черной и цветной металлургии, горнорудной отрасли в Оренбурге, нефтепереработки и нефтехимии в Башкортостане, кооперационные проекты Ижмаша и АвтоВАЗа - все это те самые межрегиональные приоритеты, где сегодня требуется стратегический альянс производителей. Отдельная тема, которая, я думаю, одинаково важна и для Поволжья, и для Урала, - развитие приграничных территорий с Казахстаном, реализация экономических и социально-культурных проектов. Среди них - пилотный межрегиональный и международный проект создания туристической инфраструктуры Южного Урала "Бронзовое кольцо", который свяжет Оренбургскую, Челябинскую области, Башкортостан и Казахстан.

Нижний Новгород