О вреде стереотипов

Людмила Колбина
20 января 2003, 00:00
  Урал

Маркетинговый подход к инвестиционным проектам откроет новые возможности для притока финансовых ресурсов в регион

Наступивший 2003 год давно служил жупелом: по прогнозам, именно с него начнутся тотальные техногенные катастрофы. Одна из основных причин: изношенность основных фондов в промышленности до 70%. Инвестиционных ресурсов для модернизации не хватает. Предприятия испытывают колоссальный дефицит собственных средств, а именно эти средства на 70 - 80% формируют инвестиционный портфель большинства регионов округа. Банковские кредиты составляют лишь пятую часть, зарубежные инвестиции и вовсе не превышают 3 - 5% объема инвестиций.

По предварительной оценке Минэкономразвития, объем вложений в экономику УрФО в 2002 году сохранился на уровне прошлого года. Статистика, несмотря на бодрые отчеты политиков, демонстрирует снижение темпов роста инвестиций: в 1999 году - 116% к 1998-му, в 2000-м - 157% к 1999 году, в 2001-м - 114% к 2000-му. Развитие инвестиционной деятельности сдерживают особенности национальной экономики: основные доходы и инвестиционный финансовый потенциал концентрируются у предприятий-экспортеров, а компании, ориентирующиеся на внутреннего потребителя, несмотря на расширение спроса, испытывают недостаток в собственных средствах.

Три плохих источника

Ведущие экономисты Урала и Западной Сибири уверены, что акцент нужно делать на привлечении в базовые отрасли отечественных инвесторов (правда, без новых механизмов это весьма проблематично).

Из трех возможных источников внутренних инвестиций - реинвестирования предприятиями собственной прибыли, банковских кредитов и фондового рынка - перекос в сторону первого возник не от хорошей жизни. Для модернизации промышленного комплекса требуются сотни миллионов долларов. А долгосрочных инвестиционных ресурсов у российских банков нет. Требования кредитных учреждений в части обеспечения громадных залогов неподъемны для предприятий. В итоге в 2002 году доля банков в долгосрочных финансовых вложениях в Уральском регионе резко снизилась, рост банковского кредитования в абсолютных величинах наблюдался в основном в виде краткосрочных инвестиций. Хуже стала ресурсная база расширения кредитования. Причина - снижение средств на счетах предприятий, обусловленное ужесточением денежной политики, и замкнутость основной части коммерческих банков на этот источник ресурсов (52% привлеченных средств без учета Сбербанка). Таким образом, значительное увеличение инвестиций за счет банковского сектора не имеет пока перспектив.

Фондовому рынку как инструменту для привлечения инвестиций вот уже лет десять прочат светлое будущее. В туманном настоящем эксперты выделяют три блока проблем, стоящих на пути получения инвестиций через рынок ценных бумаг. Во-первых, собственники и менеджеры компаний, которые получили крупные пакеты во время приватизации, в большинстве своем не спешат делиться, привлекая инвесторов со стороны. Во-вторых, тормозом становятся взаимоотношения крупных и мелких держателей пакетов. Внутренние конфликты мажоритарных и миноритарных акционеров приводят к снижению инвестиционной привлекательности компании, падению курсовой стоимости акций и рыночной капитализации, оттоку инвестиций. В-третьих, блок конфликтов и рисков, мешающий предприятиям при выходе на фондовый рынок, обозначился в отношениях между инсайдерами и аутсайдерами - теми, кто владеет информацией о предприятии, и теми, кто хотел бы ее получить. Речь идет об открытости, в том числе финансовой, об уважительном отношении к клиентам и потенциальным инвесторам, а также потребителям продукции. Прозрачность компаний важна не только при переходе на международный стандарт финансовой отчетности.

Предприятия, вышедшие на фондовый рынок, тоже испытывают проблемы. В частности, недовольны тем, что акции оказываются явно недооценены. Например, инвесторам на фондовом рынке доступны акции трех предприятий Челябинской области - Челябэнерго, Челябинского трубопрокатного завода и Мечела. Оценка рынком их акций - около 150 млн долларов. При общей рыночной капитализации России 120 млрд долларов получается, что Южному Уралу перепадает доля в одну тысячную. Между тем область - не самый слабый субъект Федерации, входит в десятку инвестиционно привлекательных российских регионов. А доля капитализации - далека от тех двух процентов, на которые власти Южного Урала рассчитывают, исходя из инвестиционного потенциала региона.

Что делать

Только пятая часть секторов экономики УрФО оценивается как конкурентоспособная и стабильно развивающаяся. Наибольший объем инвестиций приходится на долю сырьевого сектора. Лидируют по притоку инвестиций черная и цветная металлургия (более 50% всех инвестиций и 90% иностранных). Необходимыми условиями улучшения инвестиционного климата промышленники называют восстановление инвестиционных налоговых льгот для предприятий, диверсификацию инвестиционных ресурсов, перераспределение их от естественных монополий и предприятий сырьевого комплекса в отрасли высоких переделов и потребительский сектор. Это позволит быстрее окупать инвестиции, повысит привлекательность вложений в реальный сектор экономики. Процесс уже идет: так, в 2000 году в пищевую промышленность, ориентированную на растущий внутренний спрос, инвестировано 417 млн рублей, а в 2001-м - 931 млн рублей, из них 30% поступило из-за рубежа.

Нужны новые механизмы привлечения инвестиционных ресурсов. Одним из инструментов, способных решить вопросы долгосрочного финансирования предприятий, обещает стать развитие лизинговых услуг. Банковские кредиты требуют залога, минимум в полтора-два раза превышающего сумму финансирования. Лизинговая компания ограничивается долей в 25 - 30%.

Один из важных источников инвестиционных ресурсов - средства населения. Инструментарий для их привлечения дадут инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды - все они могут работать на реализацию масштабных проектов. Между тем без государственной поддержки трудно обеспечить привлечение крупных инвестиционных вложений. Важно, чтобы эти гарантии были в полной мере реализованы. Но это уже вопрос не бизнеса и частных инициатив, а государственной политики.

Возможный механизм привлечения длинных денег - облигационные заимствования субъектов федерации. Казалось бы, чего проще: успешно осуществляя заимствования, регион укрепляет кредитный рейтинг, а предприятия, которые захотят заимствовать, смогут опираться на кредитный рейтинг региона. Но инструмент этот так и не восстановлен после дефолта 1998 года.

Эффективному привлечению западных партнеров мешает отсутствие серьезных маркетинговых исследований российского рынка, информационной базы по инвестпроектам, по структуре себестоимости продукции. Последняя у нас радикально отличается от сложившейся в развитых странах: слишком высока доля стоимости электроэнергии при низкой доле оплаты труда. Требования стран - участников ВТО сводятся в том числе к выравниванию цен на газ и энергоносители. Но эти меры приведут к неконкурентоспособности нашей продукции. В перспективе такое выравнивание цен, конечно, произойдет. Но для этого стране необходим переходный период.

Главное, что предстоит сделать, - изменить сложившиеся стереотипы в подходах к поиску длинных и дешевых денег. Инвестор до сих пор представляется как некое абстрактное облако в штанах, которое по своему усмотрению решает, куда стоит вкладывать средства, а куда - нет. Инвестиционный проект - такой же товар. Следовательно, продать его можно, используя классические маркетинговые подходы. Дифференциация и сегментация потенциальных инвесторов открывает новые возможности для того, чтобы практически выстраивать действия, направленные на активизацию инвестиционного процесса в регионе.

Что в рамках инвестиционного маркетинга должен предпринять бизнес Уральского региона во взаимодействии с властью в ближайшее время? Для придания импульса инвестициям нужен новый привлекательный брэнд и имидж. Сравните: лучшие сыр, часы, финансовые институты и шоколад - это Швейцария. Плохая экология, металлургия, нефть, морозы и преступность - это Урал. Безусловно, новый брэнд требует баланса интересов между властью и бизнесом, совместного утверждения. И только такое согласие, а не публичные поиски виноватых в плохом инвестиционном климате, способно создать, а затем продать новый искомый брэнд. В качестве исходной составляющей инвестиционного маркетинга региону нужна внятная инвестиционная политика, в том числе и общегосударственная.

При подготовке статьи использованы материалы и предложения Второго Южноуральского инвестиционного форума (декабрь 2002 года, Челябинск) .