Владимир Лобок, сопредседатель экспертно-консультативного совета по развитию малого и среднего бизнеса при полномочном представителе президента РФ в Уральском федеральном округе:
- 2002 год по последовательности действий государства в отношении малого бизнеса я оцениваю как откат.
Еще в декабре 2001-го концепция поддержки малого бизнеса была принята на Госсовете, но до сих пор не принята программа конкретных мер. Она переродилась в "комплекс мероприятий", не обрела ранг государственной политики. Еще в 2001 году принят пакет законов по дебюрократизации экономики: о лицензировании, государственной регистрации. Но за полтора года так и не приняты документы во исполнение ключевого закона пакета - о защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении мероприятий по контролю и надзору. И до сих пор такие ведомства, как МВД, отказываются подчиняться требованиям этого закона.
Не оправдались ожидания и от принятых в 2002 году двух глав Налогового кодекса, предусматривающих введение единого налога на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения. Приняли кодекс об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, вступил в силу земельный кодекс - и теперь малое предпринимательство гнетут непомерные ставки аренды и продажи земли. Государственная регистрация юридических лиц передана в налоговые органы, но это вопреки ожиданиям не привело к упрощению и ускорению процедуры регистрации: налоговики оказались не готовы к свалившейся на них новой функции - решение приняли в июне, а передали уже в июле.
В целом вся инфраструктура, которая окружает малый бизнес, ухудшилась. Чтобы кардинально изменить ситуацию, во-первых, срочно нужна административная реформа (президент предложил начать ее на год раньше намеченного). Система исполнительной власти рыночно не ориентирована, она не умеет создавать условия для малого бизнеса, способствующие наполнению доходной части бюджета, - работают старые распределительные, а не созидательные механизмы. Во-вторых, нельзя все очень быстро разрабатывать и тут же внедрять. От этого и возникает путаница в налогообложении, которая поощряет увод денег в теневой оборот. Не секрет, что до 95% бизнеса в той или иной мере уклоняется от налогов.
Евгений Артюх, генеральный директор корпорации "Лев и аудит":
- Сейчас действуют ставки упрощенной системы двух видов: для тех, кто решил платить только с выручки, - 6%, и тех, кто решил платить по выручке минус затраты, - 15%. Но с 1 января 2005 года все должны будут перейти на вторую ставку. Меня это настораживает. Если мы хотим развивать малое предпринимательство, система должна быть многовариантной, учитывать все особенности бизнеса. Еще один недостаток - ограничение предельной выручки 15 млн рублями в год. Достигнув ее, бизнес переходит с льготной на обычную систему. Сумма должна быть больше, порядка 50 - 70 млн рублей.
Что посоветовать тем, кто не успел написать заявление в срок? Создавать новые субъекты бизнеса, обороты переводить в этом году на эти субъекты и так переходить на упрощенную систему. Правда, не все это могут себе позволить: завязанным на аттестацию, сертификацию нельзя очень быстро пройти этот путь.
Вообще, проблема невыстроенных взаимоотношений малого бизнеса и власти заключается в самом бизнесе: он разобщен. А все его нынешние формы организации, по сути, продолжение чиновничьих структур. В настоящее время мяч на половине малого бизнеса. Он должен сделать ответный ход - организованно пойти в политику. С моей точки зрения, только в этом случае малый бизнес сможет концентрированно выразить свои интересы.
Сергей Семуха, начальник отдела налогообложения физических лиц Управления МНС по Свердловской области:
- Как решение свердловских депутатов не принимать налог на вмененный доход сказалось на планомерности перехода предприятий малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения?
- В последнюю неделю перед 30 ноября, конечно, возник ажиотаж, очереди из бизнесменов. Налоговые органы работали практически только по этой тематике.
- Что делать тем, кто и желал, да не успел на "подножку поезда"?
- Дожидаться следующего 1 октября. Заодно они на чужом опыте проверят, насколько эффективна упрощенная система.
- Но получается, что предприятия оказались в неравных конкурентных условиях: одни будут пользоваться "упрощенкой", другие - нет?
- В общем, так. Хотя, я считаю, это больше вина не законодателей, а самих предпринимателей, которые "что-то не поняли, не расслышали" или просто не поторопились. Налоговые инспекции в каждом муниципальном образовании проводили разъяснительные семинары. Мы со своей стороны оказали предпринимателям всемерную помощь.
- Какой эффект для бюджета вы прогнозируете от введения упрощенного налогообложения?
- Сначала общий объем налоговых отчислений снизится, так как ставка единого налога меньше им замененных. Но в связи с сокращением издержек оборот предприятий, следовательно, и налоговые отчисления, в конце концов увеличатся. Правда, о конкретных результатах можно будет говорить не раньше, чем через год.
- Ощущают ли бюджеты приток налоговых отчислений от предприятий малого бизнеса?
- Трудно ответить однозначно: статистика по малому бизнесу не ведется, только по крупным компаниям.
- То есть узнать конкретную цифру отчислений практически невозможно?
- Скажем так: проблематично.
Екатеринбург