Шведы ломятся в российские регионы

17 февраля 2003, 00:00
  Урал

Шведский мебельный концерн IKEA купил в Екатеринбурге землю для торгового комплекса и готов как к конкуренции, так и к партнерству с местными мебельщиками. В соответствии с планами регионального расширения, IKEA планирует организовать фирменную торговлю в 14 российских городах: на Урале это Екатеринбург и Уфа. Сейчас шведская мебельная компания оформляет пакет документов по переводу в собственность земельного участка, который фирме предоставила администрация Екатеринбурга. Затем начнется строительство первого на Урале торгового комплекса IKEA. Как сообщила координатор региональных проектов компании IKЕА Оксана Самсонова, открытие центра произойдет через два-три года.

Шведские мебельщики уже сейчас прощупывают почву, подыскивая партнеров для выпуска мебели на уральских производственных площадках, из уральского сырья, но по технологиям и дизайну IKЕА. Размещая часть заказов "на местах", компания получает возможность удерживать низкие цены на готовую продукцию. Российские фабрики производят 10 - 15% всей мебели, которую IKЕА продает в России, на эти цели концерн ежегодно тратит порядка 60 млн долларов.

Чтобы ближе познакомиться с продуктом свердловских, пермских, челябинских и тюменских мебельщиков, а также сопутствующих производств (посуда, фурнитура, пластмассовые изделия), представители шведской компании во главе с директором по продажам Кристофером Бауэром в конце февраля приедут в Екатеринбург на "Дни IKEA". Более полусотни уральских предприятий подали заявки на участие в семинаре, в их том числе ВСМПО, " Средуралмебель", Богдановичская фарфоровая фабрика, " Миасс-мебель", Тавдинская фанерная фабрика и десятки других.

Впрочем, нельзя сказать, чтобы наши производители стремились сотрудничать со шведами: среди мебельщиков распространен миф о кабальных условиях такого партнерства. Считается, что хоть контракт и предполагает стабильное размещение заказов и модернизацию оборудования за счет заказчика-инвестора, но при этом оборачивается для фабрик низкими рентабельностью и сбытовой самостоятельностью.

Вместе с тем начальник отдела сбыта компании " Лиал" (один из лидеров свердловского рынка офисной мебели) Дмитрий Багиров сообщил "Э-У" о переговорах, которые его компания провела с IKEA в декабре 2002 года. Фабрика предложила концерну свой продукт - шкафы, а также свою цену. Цена показалась шведам высокой. По мнению Дмитрия Багирова, те предприятия, которые станут партнерами IKEA, получат очень высокие объемы размещаемых заказов, но при низких отпускных ценах. Скорее всего такое положение дел может быть выгодно предприятиям, имеющим сбытовую проблему.

Приход на рынок нового крупного участника, IKEA, безусловно, потеснит и производителей, и реализаторов мебели. При этом, сосредоточив на Урале пересечение новых мебельных путей, он даст возможность образованию новых контактов и подтолкнет рынок к новому уровню самоорганизации.

Екатеринбург