Серьезные изменения на Уральском рынке золота должны были дать толчок развитию смежных сегментов. Ключевым, через который проходит большая часть золота, является банковский сектор. Именно банки закупают большую часть произведенного золота и затем продают его на экспорт, ювелирам и другим потребителям. Парадокс заключается в том, что, несмотря на увеличение этого рынка по оборотам за последние три года в несколько раз, маржа резко упала. Крупнейшие банки, зарабатывавшие 5 - 8%, сегодня снизили маржу до 1 - 3%. Банки поменьше в основном работают на марже не выше 1%. В чем причина?
- До 2002 года действовала пошлина на экспорт золота в 5%. Таким образом, дисконт при покупке банками золота у производителей составлял 5,5% от цены металла на Лондонской бирже: 5% составляла пошлина и 0,5% дисконт ЦБ, - комментирует проблему ведущий дилер банка "Северная казна" Федор Дергачев. - Но некоторые московские банки могли эту пошлину не платить, поскольку существовали беспошлинные пути экспорта золота через братские Белоруссию, Казахстан и уже оттуда - на мировой рынок.
Другими словами, государство брало 5% у золотодобытчиков и перекладывало их в карман ряда избранных банков. С начала 2002 года пошлину отменили, что привело к падению маржи по банковской системе в целом.
Еще одна причина падения маржи, по мнению начальника отдела ценных бумаг и драгметаллов Золото-Платина банка Егора Терентьева, состоит в резком обострении конкуренции: "На местном рынке сегодня работают несколько уральских банков и крупные московские, такие как Номосбанк, Альфа, Банк Москвы. И мы сталкиваемся с ситуацией "дурной" конкуренции, когда банки демпингуют и любыми способами пытаются перетащить клиентуру. Плюс наслаивается и то обстоятельство, что ставки по кредитам при авансировании добычи несколько ниже средних кредитных ставок по рынку, в результате общая доходность едва достигает 23 - 25%. Выдержать такую конкуренцию могут либо москвичи с их ресурсным потенциалом, либо специализированные банки, предлагающие клиентам комплексные услуги на этом рынке".
Впрочем, для артелей такая ситуация - скорее благо. А вот с точки зрения банков рынок действительно становится уделом избранных. Это прежде всего специализированные московские банки: Номос (партнер золотодобывающей компании " Полиметалл"), владеющий собственными золотодобывающими предприятиями Лантабанк. Из местных на конкурентном поле комфортно чувствуют себя банки, имеющие в качестве партнеров аффинажные заводы: Уральский банк реконструкции и развития (партнер Уралэлектромеди) и Золото-Платина банк (партнер Екатеринбургского завода ОЦМ). Их преимущество - в гарантированных закупках. В частности, УБРиР, перепродавший, по данным начальника отдела операций с драгметаллами этого банка Евгения Афанасьева, в прошлом году около 1300 кг золота, с учетом мощностей аффинажного производства Уралэлектромеди имеет все шансы увеличить объемы на этом рынке как минимум в несколько раз.
И последний важный фактор - объемы. Если банк пропускает через себя меньше тонны золота в год, напрямую экспортировать золото ему не выгодно. Поэтому, за исключением УБРиРа, свердловские банки продают золото московским кредитным организациям и, соответственно, теряют на этом определенную часть маржи.
Таким образом, несмотря на хорошие перспективы отрасли, банковский сектор выиграет от этого не так уж много. И уже тем более не стоит ждать массового выхода на рынок новых кредитных организаций: в обозримом будущем ключевыми игроками здесь останутся специализированные банки.