Старые песни о новом

Елена Смирнова
10 марта 2003, 00:00
  Урал

Строительные технологии, внедряемые на Урале под видом ноу-хау, по сути лишь адаптация зарубежных изобретений. В основном строительный бизнес вытягивают традиционные технологии

В феврале на уральском строительном рынке традиционная "оттепель": после долгой зимы оживилось возведение жилых и промышленных зданий. Строительные выставки проходят одна за другой. В Тюмени состоялась презентация архитектурных проектов, в Челябинске - строительная неделя "Теплый дом". Екатеринбург готовится к международной "Уральской строительной неделе", Уфа скоро примет гостей на выставке "Строительство и ремонт", сургутяне организуют "Стройэкспо"... На всех этих экспозициях присутствует один обязательный раздел - "Строительные технологии". Без новаций современный рынок строительства, особенно жилищного, немыслим.

Особенно ярко эта тенденция просматривается на примере рынка екатеринбургского.

Именно в Екатеринбурге сегмент возведения жилья в последние три года был самым быстрорастущим и высокорентабельным. Ажиотажный спрос на квартиры повышенной комфортности создал ситуацию, когда строители не успевали этот спрос удовлетворять. Стабильно растущая рентабельность жилищного строительства (до 60%) породила высокую конкуренцию среди застройщиков. К концу 2001 года на екатеринбургском рынке жилищного строительства работали более 40 компаний. Поэтому для строителей жизненно важно оказалось выделиться из общего ряда оригинальной продукцией.

Главные отличия новостроек базировались на применении новых технологий. Именно технологии позволяли получить современные, качественные и дешевые строительные материалы. Копилка ноу-хау постепенно обогащалась разработками из числа долговечных отделочных материалов, надежных утеплителей, нестандартных каркасных конструкций. Правда, стремясь предложить рынку штучный товар, строители превратились в монополистов ноу-хау, производя новинки исключительно для "внутреннего пользования".

В 2002 году, когда предложение на рынке недвижимости впервые начало доминировать над спросом, обострилась проблема удешевления строительства. Ниже спрос - ниже цены, а значит, конкурировать можно, только предлагая товар, более доступный по цене при аналогичном качестве. Естественно, в первую очередь перед строителями встал вопрос: как сделать дешевле и материалы, и сам процесс возведения строений?

Практика показала - запатентованные зарубежными и отечественными инженерами материалы и технологии только удорожают стройку: они стоят больших денег. Выход один - препарировать чужие разработки и подогнать их под местные условия эксплуатации и строительные материалы. Таким путем пошло большинство уральских строителей. Именно поэтому, как утверждают сами участники рынка жилищного строительства, так называемые новые технологии, применяемые уральскими строителями, на самом деле не совсем новые. Скорее их можно признать испытанными производителями и адаптированными под региональные технологические требования.

Как считает исполнительный директор Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Юрий Чумерин, погоду на рынке делают отнюдь не краски или утеплители, а преимущественно оборудование: линии, станки и машины, обеспечивающие производство радикально новых строительных материалов. В этом смысле уральское машиностроение давно за бортом передовых технологий строительства. Вот почему наши специалисты так охотно привносят на рынок все то, чем десятилетиями успешно пользуются зарубежные фирмы, и подгоняют импортные технологии под уральские мерки.

Made in заграница

Одна из главных проблем использования современных зарубежных разработок в местных условиях заключена в том, что импортные станки и технологии редко привозят готовыми к употреблению. Чаще всего они нуждаются в дорогостоящей доработке под местные условия.

Например, специалисты корпорации ООО "ТМО Маяк", специализирующейся на кирпичном домостроении, для перехода на монолитное возведение домов планировали купить каркасно-монолитную технологию Rekon французской фирмы Sarett. Но экспертиза, проведенная руководителем экспертной группы областного Союза предприятий стройиндустрии Галиной Злыдниковой, показала: система нуждается в кардинальной доработке - ликвидации "мостиков холода", решении проблем зимнего бетонирования. Доделка могла потребовать значительных капиталовложений: усовершенствование обошлось бы в 2 млн рублей, а совокупные вложения во французскую технологию окупились бы не ранее чем через 8 - 10 лет. По мнению президента "Маяка" Владимира Конькова, приобретать оборудование, которое будет окупаться дольше четырех лет, нецелесообразно. В результате фирма отказалась от внедрения не отвечающей уральской специфике системы.

Впрочем, другой екатеринбургский застройщик все же приобрел проект фирмы Sarett, но адаптировать его к уральским условиям, как было рекомендовано специалистами, не стал и сейчас планирует строительство жилого дома по данной технологии. В принципе по строительным нормативам недостатки системы считаются незначительными, так что запретить возводить дома по технологии Rekon нельзя. Отстроенное здание, конечно, не обрушится. Но от плесени на потолке и отсыревших обоев люди не застрахованы, следовательно, репутация застройщика может серьезно пострадать.

Впрочем, сюжет с технологией Rekon скорее исключение, чем правило. Большая часть иностранных машин в доработке не нуждается. К счастью, для застройщиков и жильцов. Потому что, пока уральские заводы не научились делать качественные, оснащенные автоматикой станки, наши строители будут всецело зависеть от импортного оборудования. Если производитель хочет получить оригинальные, а главное качественные и недорогие стройматериалы, при этом соответствующие строительным нормам, за станками он вынужден обращаться за рубеж: в Германию, Италию, США, Испанию.

Этим руководствовалось ЗАО "СТКС", когда приобретало линию по производству пустотных плит-перекрытий безопалубочного формования испанской фирмы Tensiland.

Покупка технологии и монтаж оборудования Tensiland обошлась компании "СТКС" в 1,5 млн долларов. Коммерческий директор предприятия Вадим Коновалов предполагает, что затраты окупятся в течение двух-трех лет. Главным образом за счет того, что линия Tensiland дает возможность снизить число персонала почти в 10 раз (с 200 до 20 - 30 человек), уменьшить расходы металла на производстве, отказаться от использования пара. Но главное - введение этой линии значительно расширило возможности уральских строителей: у них появилась возможность заказать производителю плиту любой длины. А значит, выстроить внутреннее пространство дома (высоту потолков, ширину и длину комнат) в соответствии с требованиями заказчика, обеспечив свободную планировку здания.

Но не только производители стройматериалов стремятся наладить выпуск новых изделий - от них не отстают и сами строительные фирмы. Например, компания "Атомстройкомплекс" в 2002 году приобрела немецкую линию фирмы Wehrhahn для изготовления стеновых блоков высокоточной геометрии из ячеистого бетона. У каждого изделия имеется паз с одной стороны и гребень с другой, блоки нанизываются друг на друга по принципу конструктора. Простота монтажа позволяет ускорить темпы строительства. Если раньше компания предпочитала совершенствовать технологии только для "внутреннего пользования", то теперь затраты на запуск дорогостоящих линий она компенсирует как за счет использования продукции в собственном строительстве, так и путем ее реализации другим строителям и частникам.

Made in Урал

Приобретение новых зарубежных технологий, безусловно, позволяет строителям предложить рынку современную конкурентоспособную продукцию. Но уральские разработчики и сами ориентируются на будущее, стремясь предугадать, что потребует рынок завтра. Экспериментируют с составами красок, утеплителей, мастик, разрабатывают новые фасадные решения.

Строители, которые решаются внедрить доморощенную технологию, сталкиваются при этом с рядом трудностей. Например, строительная компания "Стин Вест" работает над производством собственного принципиально нового теплоизолирующего пенопласта. Подсчитали, что предполагаемая цена этого материала составит 800 руб. за кубометр - вдвое дешевле, чем у широко используемого аналога пенополистиролбетона (2 тыс. руб./куб. м). Новый материал успешно прошел лабораторные испытания в УралНИТИ (научно-исследовательский технологический институт). Однако реализация идеи столкнулась с технологическими сложностями: промышленное оборудование для выпуска пенопласта нуждается в доработке. Только после этого можно будет говорить о запуске его на поток.

Чаще всего камнем преткновения становятся трудности даже не технологического, а материального характера. Например, в 2002 году химлаборатория завода стройматериалов "Полимер" разработала новый компонент для производства вододисперсионных красок. По словам директора завода Павла Удилова, изобретение позволило бы вдвое (с 5 до 10 лет) увеличить прочность и стойкость фасадных покрытий. Но своих средств на внедрение новации у предприятия пока нет, а продавать идею на сторону оно не готово, так как боится потерять мощное конкурентное преимущество: в Свердловской области работает порядка 30 предприятий - производителей лакокрасочной продукции, и для того, чтобы продукция была востребована, она должна отличаться от других. Впрочем, летом 2003 года, надеются на заводе, проект будет все же реализован.

Однако есть и удачные примеры, когда уральские технологии находят спрос на всероссийском рынке. Например, производитель систем наружной теплоизоляции фасадов зданий "Сенерджи" разработал и внедрил новую теплоизоляционную систему, что обошлось компании в 1 млн долларов. Наладив производство, фирма стала сбывать продукцию не только на Урале и в северных регионах страны, но и открыла филиалы в Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Белоруссии.

Кстати, в погоне за импортом уральцы частенько сбрасывают со счетов отечественные разработки, опасаясь трудностей, связанных с их внедрением. А тем временем многие технологии (например, производство сухих строительных смесей), которые мы считаем западными, на самом деле - отечественные. Просто крупнейшие производители европейской стройиндустрии чутко следят за появлением российских новшеств - и покупают наиболее перспективные.

Например, пластифицирующая добавка для бетона на основе торфа - разработка Галины Злыдниковой - в 2002 году стала лидером на конкурсе "Лучший инновационный проект УрФО". Добавка на треть увеличивает пластичность бетона и растворов, уменьшает радиационный фон, уничтожает возбудителей инфекционных заболеваний (например, туберкулеза). Уральские строители в отношении этой разработки настроены критично: в России традиционно считалось, что органика - враг бетона, поскольку уменьшает его прочность. А представителей зарубежных фирм, в частности Китая, проект заинтересовал, и по запросу вся документация отправлена за границу.

Так происходит с каждой новинкой: у нее находятся как сторонники, так и противники, будь она российского или зарубежного происхождения. Как справедливо отмечает начальник отдела стройиндустрии областного министерства архитектуры и строительства Василий Корнеев, главное в использовании зарубежных и отечественных строительных технологий - соблюсти баланс по критерию "цена - качество". Применение новаций дает рынку возможность двигаться вперед вне зависимости от их "национальной принадлежности". А потребитель от этого только выигрывает: использование строительных новшеств позволяет снизить стоимость жилья, а значит, сделать его более доступным для широких слоев населения.