- "Уралкалий" - один из крупнейших независимых перевозчиков на Свердловской железной дороге. Как компания оценивает свои "железнодорожные" перспективы?
- Наша основная задача - возить грузы эффективно, то есть меньшим количеством вагонов при минимальной себестоимости. И мы ее успешно решаем. В 2002 году, по сравнению с прошлым годом, эффективность грузоперевозок "Уралкалия" выросла на 11%.
В перспективе, согласно новым законам, мы планируем получить статус компании-оператора по перевозкам минеральных удобрений, владеющей собственным подвижным составом (что предполагает определенные скидки). В статусе компании-оператора мы так или иначе получим экономический эффект и сможем составить конкуренцию создающемуся ОАО "Российские железные дороги".
Процесс этот, правда, не сиюминутный. К тому же не до конца ясно, как будет функционировать ОАО "РЖД". Решение о создании акционерного общества принято, но законодательная база, детально прописывающая алгоритм его работы, видимо, еще не готова. Поэтому пока не понятно, в чем конкретно мы сможем конкурировать.
Те изменения в законодательстве, о которых нам известно, действительно могут привести к стабилизации стоимости услуг железной дороги. Но, говоря о конкуренции в этой сфере, не надо забывать, что она в силу специфики никогда не будет такой, как, например, в торговой индустрии.
- Сейчас происходит освобождение МПС от непрофильных активов, в том числе от объектов соцкультбыта. Не увеличит ли это издержки бизнеса?
- Скорее, наоборот. Содержание домов культуры, стадионов, подсобных хозяйств - все это наверняка составляет серьезную часть себестоимости услуг МПС. Если соцкультбыт будет передан муниципальным органам, это снизит расходы железной дороги и, возможно, приведет к снижению тарифов.
- По мнению руководства МПС, повышение тарифов - одна из форм инвестирования в модернизацию и техперевооружение железнодорожного хозяйства. Насколько оправданна политика постоянного повышения тарифов? Как она влияет на состояние бизнеса?
- Я не могу сказать, что мы с радостью принимаем повышение тарифов. Как и любая компания, которой нужно оплачивать услуги одинакового качества, но с повышающим коэффициентом: бизнес любую индексацию воспринимает болезненно. Главное - понимать, почему это происходит.
В 2002 году инфляция составила 14 - 15%. С этой точки зрения, повышение тарифов обоснованно. Слава богу, эти процессы сбалансированы федеральными органами, которые наблюдают, оценивают, суммируют и путем переговоров, компромиссов утверждают ту или иную цифру, объяснимую и понятную. То есть МПС не действует по принципу "не будете брать - отключим", как мог бы сделать любой монополист.
- Министр путей сообщения Геннадий Фадеев заявляет, что в перевооружении железной дороги должны участвовать все заинтересованные отрасли. Какую помощь может предоставить МПС конкретно "Уралкалий"?
Компаний-грузовладельцев много. Получается, что у каждой нужно спросить, в каких маршрутах она нуждается и куда строить дорогу. Чтобы учитывались все интересы, целое акционерное общество создавать нужно. Но это не имеет смысла: тем, где и как строить, с большей эффективностью занимается МПС и государство в целом
- Наша компания обеспечивает стабильное повышение объемов перевозок, плавность их наращивания без резких скачков в ту или другую сторону, и долгосрочное планирование платежей за перевозку своей продукции. Средства, которые получает при этом МПС, могут быть реинвестированы в проекты развития и модернизации путевого хозяйства, в строительство дополнительных железнодорожных развязок, во внедрение новых технологий грузоперевозок, дальнейшее централизованное развитие информационного обеспечения всего процесса грузоперевозок. Чем эффективнее будет работать компания, тем ниже будут затраты. Не только наши, но и дороги. Это взаимовыгодный процесс.
- В каких новых железнодорожных маршрутах нуждается бизнес региона? Готова ли ваша компания участвовать в строительстве железных дорог и на каких условиях?
- Строить железные дороги - не наш профиль. Компаний-грузовладельцев много, и получается, что у каждой нужно спросить, в каких маршрутах она нуждается и куда строить дорогу. Чтобы учесть все интересы, целое акционерное общество создавать нужно. Но это не имеет смысла: тем, где и как строить, с большей эффективностью занимается МПС. Строительство дорог магистрального значения - это функция МПС и государства в целом. Если государство видит необходимость, то формируется проектная база, в федеральном бюджете появляется соответствующая статья. Потом компании, которым надо пользоваться этими дорогами, получают к ним целенаправленный доступ и оплачивают тарифы, тем самым возвращая государству его инвестиции.