Предстоящие 6 апреля выборы в Государственный совет Удмуртской Республики окажутся, похоже, самыми скучными за всю новейшую политическую историю субъекта федерации. Предвыборная кампания протекает вяло, без традиционного привлечения столичных политтехнологов. В 90 из 100 одномандатных округов результат предсказуем: победителями станут кандидаты, поддержанные местным правительством. Власть загодя сделала все для обеспечения полного контроля над ходом и результатами избирательной кампании.
До 1 июля 2003 года региональные парламентарии могут самостоятельно определять схему проведения выборов в местные законодательные органы (позже депутатский корпус будет избираться по смешанной системе: половина - по одномандатным округам, другая - по партийным спискам). Осенью прошлого года составляющие большинство в парламенте Удмуртии единороссы, ссылаясь на политическую незрелость избирателей, проголосовали за выборы по мажоритарной системе и заблокировали кандидатам от республиканских отделений КПРФ, СПС и "Яблока" возможность широко использовать брэнды своих партий.
Если взглянуть на списки кандидатов, вопрос, чьи интересы будут в основном представлять парламентарии, отпадет сам собой. Подавляющее большинство соискателей - действующие депутаты Госсовета и руководители предприятий крупного и среднего бизнеса, выдвинутые региональным отделением "Единой России", подконтрольным республиканской исполнительной власти. Редкие промышленники, позволяющие себе быть в оппозиции главе Удмуртии Александру Волкову, в знак протеста отказались от участия в выборах.
Политтехнологическая аксиома гласит, что отсутствие предвыборной интриги значительно снижает уровень явки избирателей. Депутаты, однако, изящно застраховали риски срыва голосования, снизив порог явки с 25 до 20%. В итоге будущих депутатов уже сейчас называют нелегитимными: для избрания достаточно всего 800 голосов, при том что средняя численность избирательного округа - 16 тысяч человек. В среднем на один депутатский мандат претендуют два-три человека. Прямо скажем, конкурс, не достойный и приличного учебного заведения. Для сравнения: на предыдущих выборах в Госсовет четыре года назад конкуренция составляла в среднем 8 - 9 человек на место.
Во многих округах наряду с кандидатом-лидером работает кандидат-спутник, зачастую подчиненный первого. Технология "спутников" широко применялась и в предыдущих кампаниях для агитации в пользу основного кандидата - и для вполне законного удвоения избирательного фонда. Теперь спутники обеспечивают еще и искусственную альтернативность.
Оппозиция, фактически не допущенная до выборов, утешается тем, что с концентрацией федеральной власти значение региональных законодательных органов снижается. Политический вес Госсовета Удмуртии прошлого созыва обеспечивался тем, что по действовавшей тогда Конституции его председатель (Александр Волков, с 1999 года - президент республики) являлся высшим должностным лицом субъекта, и центр политической тяжести находился именно в парламенте. Сегодня, по мнению председателя постоянной комиссии Госсовета по экономической политике, вопросам собственности и инвестиций Раиля Галиахметова, "федеральные законы в основном прямого действия, и они не оставляют даже небольшого зазора для того, чтобы на уровне субъектов федерации проявлять законотворческую инициативу".
По мнению политолога Виталия Скрынника, отсутствие оппозиции крайне негативно скажется как на эффективности работы будущего состава Госсовета, так и на развитии политического ландшафта республики. Парламентские выборы рассматриваются как генеральная репетиция выборов президента Удмуртии в 2004 году. Перспективы переизбрания Александра Волкова на второй срок зависят в том числе от лояльности Госсовета, который может теребить исполнительную власть неприятными вопросами, а может и помалкивать. Свою роль парламент сыграет и в обеспечении законодательного оформления грядущих президентских выборов.