Комментарии

14 апреля 2003, 00:00
  Урал

"Бизнесу мешает региональная местечковость"

Виталий Сидоров, президент промышленной группы "Метран":

Мы не участвовали в разработке промышленной политики: теория нас не интересует - это удел политиков и стратегов от экономики. Но мы реально организовывали кооперацию с отдельными предприятиями, так как считали необходимым, пытались втянуть их в свои задачи, загрузить своими заказами. "Метран" вообще больше сотрудничает с федеральным уровнем, чем с региональным: для нас сейчас очень актуальны вопросы реформирования оборонно-промышленного комплекса, создания вертикально-интегрированных структур. В регионах же до сих пор присутствует местечковость, и она мешает. Создаются различные ассоциации предприятий, но, к сожалению, экономическая эффективность этих образований очень мала. При этом в основном преследуются какие-то политические цели. А для нас важна задача создания эффективного по западным меркам предприятия, и мы ее решаем.

"Кооперации не хватает предсказуемости"

Андрей Комаров, председатель совета директоров Челябинского трубопрокатного завода:

- Недавно мы столкнулись с резким повышением цен на металлопродукцию (со стороны ММК. - Ред. ). И поняли, что внутриобластной кооперации не хватает долгосрочности, предсказуемости. Для нее очень важно увязывание инвестиционных планов предприятий. Чтобы мы получали от поставщиков качественный металл, а наши потребители - качественные трубы. К сожалению, работа в этом смысле ведется вяло. Теперь мы будем пытаться заключать годичные соглашения с поставщиками, чтобы можно было прогнозировать развитие ситуации. Один из немногих удачных примеров - взаимодействие с "Мечелом". Мы пытаемся учесть взаимные интересы в наших бизнес-планах.

"Собственность - все еще не "священная корова""

Семен Мительман, заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области:

- Семен Аркадьевич, по каким причинам, на ваш взгляд, снижается приток в область иностранных инвестиций?

- Первая причина - до сих пор не урегулированы земельные отношения. Очень мало земли находится в собственности хозяйствующих субъектов. К тому же земельные налоги, арендная плата, которые платят предприятия, довольно высоки и нуждаются в снижении. У Магнитогорского металлургического комбината, например, аренда составляет более 11% реальных бюджетных платежей: это очень много. У некоторых предприятий эта доля еще больше.

Вторая причина в том, что если раньше, когда предприятие вкладывало деньги в обновление производственной базы, можно было экономить на налоге на прибыль, то сегодня эта льгота отменена. Стимул инвестировать в модернизацию стал намного слабее.

Третья причина - неурегулированность имущественных и акционерных споров. В судах вопрос может решаться два-три года. Собственность - все еще не "священная корова". При сильном желании ее могут отобрать. Для инвестиционного климата это очень важный фактор.

Четвертая - большие транспортные расходы. Практически весь иностранный бизнес концентрируется вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Москва - финансовый центр страны и основной дистрибьютор, откуда практически весь товар распространяется по России. Поэтому производство иностранные компании стараются располагать на небольшом удалении от этих центров.

- У американской компании ICN есть планы продать завод "ICN-Полифарм" в Челябинской области, да и вообще свой бизнес в России. Это единичный факт или начало тенденции?

Я бы не сказал, что это тенденция. Euromin планирует продать Челябинский цинковый завод, но совсем не потому, что инвестиционный климат у нас плохой. Просто это нефтяной трейдер, и он решил сосредоточиться на нефтяных операциях. Наоборот, число иностранных компаний, готовых рисковать, вкладывая деньги в нашу экономику, растет.