Новорусские колдуны

Ксения Дубичева
21 апреля 2003, 00:00
  Урал

Магия на службе у крестьян и коммунистов Урала

Налет цивилизации на современном человеке - тоньше цедры: чуть поскреби, и откроется сумрачная физиономия питекантропа с низкими надбровными дугами. Первобытный человек верил в способность магическим образом воздействовать на окружающий мир и подчинять стихии своей воле. Рудименты языческих верований благополучно существуют и сейчас. Об этом свидетельствует общественно-политическая жизнь Урала, поставляющая богатый материал для антропологов и этнологов.

Любопытный с точки зрения этнологии обряд продемонстрировали недавно курганские крестьяне. Из-за большой диспропорции в ценах на зерно и ГСМ земледелие стало для них невыгодно. Сначала аграрии Зауралья пытались добиться внимания властей письменными угрозами саботировать посевную. Не достигнув чаемого результата, они обратились к магии: торжественно сожгли сноп прошлогодней пшеницы перед зданием обладминистрации.

Ученые отмечают, что в аграрных обрядах последний сноп, именуемый Мать Зерна или Мать Хлеба, играет одну из главных ролей. Немецкий фольклорист Вильгельм Маннхардт описал до сотни ритуалов, с ним связанных. Галисийские крестьяне в позапрошлом веке сберегали последний сноп до весны, после чего часть зерна подмешивали к семенам. В Штирии (Австрия) Мать Хлеба клали в амбар, чтоб отпугивала мышей, а в канун Пасхи семилетняя девочка выковыривала зерна из колосьев и раскидывала их среди молодых всходов. На острове Айлей (Шотландия) по весне последний сноп делили между пахарями, а те скармливали его лошадям - на удачу во время следующей жатвы. Вождь и знамя всех этнологов шотландский ученый Джеймс Джордж Фрезер указывает, что эти обычаи - свидетельство веры в оплодотворяющую способность Матери Хлеба.

Курганские крестьяне, предав погребальному огню последний сноп, инспирировали таким образом недород. Парадоксально, но им выгоден как раз плохой урожай: если зерна будет мало - цена на него взлетит. Подобный ритуал еще не описан в литературе, так как до сих пор крестьяне бились исключительно за урожай, а не наоборот.

Если курганские крестьяне заклинают неперсонифицированные силы природы, то молодежная ячейка екатеринбургских коммунистов использует приемы так называемой гомеопатической (имитативной) магии, когда врагу пытаются нанести вред или вовсе погубить путем нанесения увечий его изображению.

Подобные упражнения были известны тысячелетия назад. Индейцы племени оджибвеев вырезали из дерева куколку, изображающую врага, и втыкали ей в шею иголку или выпускали в нее стрелу в уверенности, что противник неизбежно испытает острую боль. Если же индеец собирался убить оппонента, он сжигал и хоронил чучелко, произнося магические заклинания. Перуанские индейцы изготавливали изображения людей из жира, перемешанного с мукой, и сжигали их на дороге, по которой должна была пройти жертва. Это называлось "сжечь душу". Малайцы, вдоволь натешившись над восковой марионеткой, хоронили ее, при этом, чтобы кровь врага не отягощала их совесть, приговаривали:

"И не сам я его хороню,

А хоронит святой Гавриил"

Таким образом, вина за злодейство падала на Гавриила, которому легче нести бремя ответственности.

Взяв на вооружение магические приемы предков, местные коммунисты во время последнего визита в Екатеринбург Бориса Ельцина подняли на виселицу манекен, изображающий первого российского президента. Куклу изготовили из туалетной бумаги, обрядили в пиджачную пару. Объект идентифицировался по лицу - портрету, набросанному уличным художником, и табличке на груди "Ельцин".

Осознавая некоторое отступление от обряда, коммунисты заявили, что изначально хотели сжечь чучело, но пожадничали, задумав использовать манекен многократно. (Он действительно пригодился вскоре после начала войны в Ираке, послужив "Бушем-младшим".) Следуя примитивной логике, последствий такого усеченного ритуала можно ожидать лишь в виде ангины или краткой легочной болезни.

Другие проявления имитативной магии - похороны "ножек Буша", кока-колы, сжигание американского флага у екатеринбургского консульства США. Специалистам, несомненно, доставит удовольствие анализ этих обрядов: коммунистическое сознание поднялось от конкретного к абстрактному.

Итак, столь частое прилюдное обращение к магии свидетельствует о достижении свободы мнений и собраний с одной стороны. А с другой - характеризует уровень массового сознания как пещерный. По Фрезеру, сознание развивается от магического через религиозное к научному. Новые уральские "колдуны", похоже, застряли на первобытном уровне.