В середине апреля крупнейший региональный перевозчик " Уральские авиалинии" (УА) официально представил новую "дочку" - Клуб путешествий "Крылья". Появление туристической компании при авиаперевозчике-монополисте в Свердловской области участники туристического рынка расценивают как прямое вмешательство в свой бизнес.
По словам директора Клуба Натальи Обожиной, авиакомпания стремится расширить сервисное обслуживание корпоративных клиентов за счет бронирования и продажи авиабилетов по России и СНГ, бронирования номеров в гостиницах, аренды автомобилей и т.д.
Туроператоры, однако, считают, что находятся в неравных условиях с новым игроком.
Во-первых, УА фактически передали "карманному" туроператору клиентские базы, причем самую устойчивую и надежную их часть - корпоративных клиентов. Их, по словам гендиректора УА Сергея Скуратова, у компании уже сейчас несколько тысяч. Во-вторых, политика авиакомпании по отношению к "дочке" скорее всего подразумевает преференции: льготы, высокие комиссионные, гибкие тарифы.
Руководство "Крыльев" не отрицает, что компания занимает обособленную позицию в силу специфики предлагаемого продукта и целевой аудитории (корпоративный клиент и VIP) и видимой конкуренции в нише массовых туристических направлений у нее нет. Впрочем, по словам Сергея Скуратова, до конца 2003 года "Крылья" не будут выступать заказчиками чартерных рейсов на массовые направления. На более дальнюю перспективу авиатор загадывать не стал. Это означает, что уже в следующем году в силу конкурентных преимуществ клиентская база "Крыльев", вполне возможно, расширится.
Под крылом самолета
Попытки создания "туристических дочек" с амбициозными планами покорения рынка в истории отечественных авиакомпаний уже были. Самая яркая - "Аэрофлот Тур Группа", созданная национальным перевозчиком в 1998 году. Родственной компании были предоставлены специальные условия (все туристические агентства должны были заключать договор с "Аэрофлот Тур Групп") и эксклюзивные тарифы. Но "Аэрофлот Тур Групп" помешал дефолт, смена политики авиакомпании и жесткая позиция других участников туристического рынка, которые обратились в антимонопольный комитет. Вторая попытка выйти на туристический рынок, совершенная авиакомпанией KLM, также осталась проектом.
Екатеринбург
Подробнее о взаимоотношениях авиаперевозчиков и туроператоров читайте "Под колпаком"