Протекционизм на грани фола

Курганские машиностроители обвиняют администрацию Тюменской области в незаконном покровительстве местным производителям

Словосочетание "промышленная политика" прочно вошло в обиход властных элит. В Уральском регионе не осталось субъекта, где бы не разрабатывалась соответствующая программа. Цели сходны: всеми мерами способствовать увеличению объемов промышленного производства, что в результате даст прирост налоговых отчислений, рабочих мест и т. д. Для поддержки местного производителя администрации областей используют инструментарий, данный налоговым и бюджетным законодательством: налоговые льготы, компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам, меры сдерживания роста энерготарифов. Ожидание реформы естественных монополий и вступления России в ВТО заставляет региональные власти искать новые действенные способы оздоровления целых отраслей. Доходит до протекционизма на грани фола. Пример нам показала Тюменская область, администрация которой в апреле получила "ноту протеста", подписанную руководителями машиностроительных предприятий Курганской области. В ней губернатору Сергею Собянину тактично указано: введенный им режим налоговых льгот, призванный стимулировать спрос на продукцию машиностроения тюменского Юга со стороны северных соседей - нефтегазовых компаний, мешает свободной конкуренции и нарушает антимонопольное законодательство, а значит, подлежит отмене. Аналогичные письма с просьбой "обратить внимание" на проблему разосланы в аппарат полпреда президента в УрФО и Государственную думу.

Предмет раздора

Льготы, вызвавшие озабоченность курганцев, ограничивают их доступ к самым платежеспособным заказчикам Тюменской области - нефтегазовым компаниям, зарегистрированным в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. С января 2001 года по ноябрь 2002-го в Тюменской области принято несколько нормативных актов, в соответствии с которыми нефтяники и газовики имеют право на получение компенсации в размере 8% от стоимости заказанного и оплаченного оборудования и других товаров, закупленных на предприятиях машиностроения, лесной и легкой промышленности тюменского Юга. Компенсации осуществляются за счет освобождения от платежей за право пользования недрами, поступающими в областной бюджет.

Зауралье поставляет на тюменский Север нефтяную арматуру широкой номенклатуры, блочные конструкции, многое другое. За два года действия режима льгот, заявляют авторы письма, серьезно сократилось количество контрактов, заключаемых сырьевиками с предприятиями-нерезидентами, причем доходило до расторжения действующих договоров.

Получить точную оценку эффективности льгот тюменским предприятиям, чтобы определить меру ущерба для курганцев, оказалось сложно. Таких цифр нет ни в Курганском областном департаменте экономики, ни у плотно работающего с ним отделения РСПП в УрФО, ни у тюменцев, которые ориентируются лишь на общий рост отраслевых показателей. Есть только косвенное свидетельство: один из сотрудников отдела инвестиционной политики департамента экономики тюменской обладминистрации признался "Э-У", что там ожидали большего протекционистского эффекта.

Авторы письма от официальных комментариев воздерживаются, ссылаясь на то, что, если борьба за отмену тюменских льгот перейдет в публичную сферу, в СМИ, это может если не закрыть, то существенно сузить рынок сбыта зауральской продукции. "Сегодня отменят 8%, а завтра снимут меня", - заявил нам директор одного из заинтересованных курганских машиностроительных предприятий.

Однако отказываться от лоббирования отмены льгот на окружном уровне в Кургане не намерены. По мнению зауральских производителей, режим налоговых льгот прямо противоречит федеральному закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающему хозяйствующим субъектам и властям принимать меры, "которые имеют либо могут иметь результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции".

- Чтобы дать оценку тюменским нормативным актам, недостаточно просто соотнести их положения с текстом антимонопольного законодательства, - комментирует ситуацию старший юрисконсульт Уралвнешторгбанка Павел Борисов. - В первую очередь надо оценить негативные последствия, возникшие с их принятием. здравый смысл позволяет мне сделать вывод: акты, принятые в Тюменской области, действительно нарушают антимонопольное законодательство, поскольку безусловно ущемляют интересы отдельных хозяйствующих субъектов и направлены на ограничение конкуренции.

Предмет гордости

В Тюмени между тем промышленной политикой гордятся и претензии курганцев считают необоснованными. (По крайней мере, отзыва областного закона о предоставлении льгот со стороны антимонопольного ведомства или прокуратуры не последовало.) Здесь убеждены: каждый выживает по мере возможности, а за положение курганских предприятий пусть отвечает тамошний губернатор. "Я считаю, что закон выгоден нашим предприятиям, он дает им шанс на развитие производства в условиях жесткой конкуренции с крупными производителями Урала, - заявил "Э-У" первый вице-губернатор Тюменской области Павел Митрофанов. - Финансовая поддержка предприятиям, оказанная с помощью администрации области, позволила не только увеличить объем производства и налоговые поступления в областной бюджет, но и получить оборудование по лизингу или обновить его, заняться освоением прогрессивных технологий".

С Митрофановым трудно спорить: поддержка действительно необходима. Сегодня на юге Тюменской области работают 56 машиностроительных предприятий, их доля в экономике региона - 26,2% объема промышленного производства и 19,4% промышленных налоговых отчислений. Примерно четверть из 56-ти не первый год стабильно множит убытки. С начала года руководство области провело серию переговоров с акционерами нерентабельных заводов о переориентации на другие виды продукции. Санировав машиностроение мерами господдержки (кроме 8-процентной льготы для предприятий отрасли в прошлом году проведено субсидирование процентной ставки по банковским кредитам и лизинговым платежам на 17,2 млн рублей), власти надеются сохранить темпы роста отрасли (см. график).

Дело даже не в том, насколько помешает этим планам возможная отмена льгот. Любопытен сам факт столкновения интересов машиностроительных предприятий соседствующих субъектов на почве промышленной политики их администраций. Пока борьба не выходит за двери парадных кабинетов, координирующую роль мог бы сыграть аппарат полномочного представителя президента в УрФО, взявшийся разрабатывать концепцию экономического развития округа, в том числе и в машиностроении. Но полпредство в стороне от схватки: многократные просьбы "Э-У" прокомментировать тюменско-курганский конфликт оставлены без ответа.

Если зауральские инициаторы протеста решатся "поднять забрало" и с выкладками в руках доказать нанесенный им ущерб, мы можем стать свидетелями первой цивилизованной попытки предприятий отстоять интересы в рамках охватившей регионы кампании промышленного протекционизма.