Переход наличности

Олег Власов
19 мая 2003, 00:00
  Урал

"Зарплатные проекты" помогли банкам сформировать армию держателей пластиковых карт. Новая задача - превратить карты из средства снятия наличных в полноценные финансовые продукты, расширив их расчетные и кредитные функции

Банковская пластиковая карта, даже став массовой и привычной для уральцев, не выполняет главной своей функции - расчетной. Лишь 1,5 - 2% местных владельцев карт регулярно платят ими за покупки и услуги (в целом по стране этот показатель составляет 10%). Остальные вспоминают о современном финансовом инструменте тогда, когда требуются наличные. Происходит это в лучшем случае несколько раз в месяц, в худшем - только раз, в день перечисления заработной платы на карточный счет. Удивляться такому положению дел бессмысленно: основным способом продвижения "пластика" в широкие массы были и остаются зарплатные проекты. На их долю приходится до 99% всех выпущенных на Урале карт. Согласитесь, трудно заставить человека, получившего карту не по своей воле, а по приказу работодателя, использовать ее возможности в полном объеме. Тем более если доходы невелики, а сеть обслуживания карт ограничена.

Карта местности

Региональная эквайринговая сеть (сеть обслуживания карт на предприятиях торговли и сервиса), согласно статистике, насчитывает более шести тысяч точек. Однако далеко не в каждой из них действительно можно рассчитаться "пластиком": с этим рано или поздно сталкивается каждый владелец карты. Многие магазины, поддавшись на уговоры банков, начинают принимать карты к оплате. Но затем, столкнувшись с низкой покупательской активностью владельцев карт и неизбежными сложностями (прежде всего в обеспечении качественной связи), отказываются от такой практики, оставаясь при этом в информационной базе банков-эмитентов. Некоторые недобросовестные торговые работники, облегчая себе жизнь, втихомолку убирают оборудование для обслуживания карт под прилавок. Подключают его лишь тогда, когда попадается особо требовательный клиент, зашедший в магазин как раз потому, что увидел логотип "своей" карты на входной двери. Попытки неопытных кассиров справиться с пылившейся месяцами техникой в подобных ситуациях редко заканчиваются удачно. Побывавший в такой переделке клиент, скорее всего, не скоро снова попытается рассчитаться картой.

Приучив уральцев пользоваться пластиковыми картами в рамках зарплатных проектов, банки получили армию потенциальных потребителей расчетных и кредитных услуг. Магистральным направлением развития регионального рынка "пластика" в этом году станет интенсивное увеличение кредитования по картам и запуск полноценных кредитных карт для розничного потребителя

Благосклонно относятся к картам крупные торговые центры в областных столицах и крупнейших городах региона, ориентирующиеся на покупателей с высокими доходами. Но и они нередко вынуждают платить наличными, например, не предоставляя при безналичном расчете скидок по собственным же дисконтным картам. Понять их можно: обслуживание расчетов по картам так и не стало повседневной бизнес-практикой. Число покупателей с картами ничтожно мало, а сумма покупки, как правило, невелика. До тех пор, пока не будет реальной конкуренции за покупателя с картой, рассчитывать на сколько-нибудь заметные сдвиги в этой сфере вряд ли стоит.

Обслуживание расчетов по картам в торговле так и не стало повседневной бизнес-практикой. Число покупателей с картами ничтожно мало, а сумма покупки, как правило, невелика. До тех пор, пока не будет реальной конкуренции за покупателя с картой, рассчитывать на сколько-нибудь заметные сдвиги в этой сфере вряд ли стоит

Ситуация усугубляется раздробленностью карточных проектов на Урале. Виноваты в этом сами банки. Начав пластиковый бизнес, многие пошли собственной амбициозной дорогой и вывели на рынок свой, отличный от конкурентов, продукт. В результате карта любой системы, будучи вполне качественным и передовым расчетным инструментом, на одной территории работает безупречно, а на другой становится бесполезным куском пластмассы. Развивать сеть обслуживания "своей" карты в одиночку банкам не под силу. Даже возможности монополиста рынка - Сбербанка России, эмитирующего карты "Сберкарт", как показывает практика, в этом смысле ограничены. Успехи претендующих на статус общероссийских систем "Золотая Корона" и "Юнион Кард", впечатляющие в отдельных областях, в федеральном масштабе выглядят скромно.

Эквайринговой сети обслуживать одновременно карты пяти-десяти основных систем, представленных на Урале, невыгодно и неудобно. Ей приходится делать выбор. Кто-то от выбора и вовсе отказывается, следуя формуле "лучше уж никак вместо как-нибудь". До сих пор торговля и сфера услуг достаточно активно работали с упомянутыми "Золотой Короной" и "Юнион Кард", однако в последнее время все отчетливее проявляется переориентация на западные брэнды. С одной стороны, это логично. Международные карты используют универсальные технологические решения, используемые всеми банками-эмитентами и эквайерами, поэтому одной и той же картой можно рассчитаться и в небольшом уральском городе, и в столицах регионов, и за границей. Уральские банки друг за другом встают под знамена систем VISA и Eurocard/MasterCard, объединяющих их усилия и консолидирующих рынок. С другой стороны, эйфория от усиливающейся интеграции России в мировую экономику уже прошла. Накануне вступления страны в ВТО и прихода иностранных банков на Урал в том числе местные финансисты говорят о необходимости скорейшего создания национальной платежной системы, понимая, что доверять обслуживание внутрироссийских расчетов западным компаниям недальновидно. В постановлении состоявшегося в апреле 14-го съезда Ассоциации российских банков обозначена задача "выработать и реализовать политику создания национальной карточной платежной системы ("Федеральная карта"), обеспечения ее стыковки с международными платежными системами".

Формирование государственной политики в области безналичных расчетов и создание полноценной федеральной платежной системы, стыкующейся со стандартами международных карточных сетей, обеспечат не только развитие рынка "пластика", но и защиту национальных финансовых интересов

Идеологом сохранения независимости внутрироссийских карточных расчетов является вице-президент АРБ, президент Уралвнешторгбанка Валериан Попков (возглавляемый им банк - крупнейший на Урале эмитент карт "Юнион Кард"):

- Международные платежные системы получают от банков-участников полную информацию обо всех операциях, совершаемых по картам. Проблема заключается в том, что существует техническая возможность доступа к подобным сведениям. Есть некоторая вероятность того, что эти данные могут быть использованы зарубежными банками, готовящимися к выходу на российский рынок банковских услуг. Между тем многие международные платежные системы, занимаясь коммерческой деятельностью на территории РФ, не имеют соответствующей юридической регистрации. Другая тенденция связана с оттоком денежных средств из России. Деньги аккумулируются на корреспондентских счетах российских банков, которые открыты в западных кредитных учреждениях для обеспечения расчетов с клиентами банка.

По мнению Попкова, национальным платежным системам необходима государственная поддержка: нужно, чтобы ЦБ РФ рассмотрел стратегию развития внутреннего рынка пластиковых карт. Эта позиция озвучена им в том числе и на рабочем совещании с представителями ведущих уральских банков, которое провел в Екатеринбурге месяц назад главный федеральный инспектор по Свердловской области Виктор Байдуков.

Надо отметить, что разговоры о необходимости консолидации и государственной поддержки рынка пластиковых карт ведутся на протяжении всего времени его существования, однако пока у государства нет по этой теме ни озвученной четкой позиции, ни продуманной политики.

Банк переезжает в банкомат

Пока эквайринговая сеть не способна по объективным причинам обеспечить массовое обслуживание владельцев карт, ждать их ухода от банкоматов в магазины преждевременно. Принимая во внимание приверженность клиентов к проведению операций с картами именно в банкоматах, банки интенсивно оснащают расчетными функциями эти устройства, превращая их в банковские мини-офисы. Параллельно банки реализуют дисконтные и кредитные программы, дополнительно стимулируя использование карты в качестве платежного средства.

Хорошим тоном становится последовательное увеличение не только числа банкоматов, но и их расчетных функций. Сообщения о новых адресах и возможностях банкоматов приходят каждую неделю. Пожалуй, наиболее активно внедряется оплата через банкоматы счетов телефонных операторов и интернет-провайдеров, поставщиков коммунальных услуг и электроэнергии. Появляется возможность перечислить средства с одного банковского счета на другой. Банки старательно приучают клиента пользоваться банкоматом по прямому назначению - для снятия наличных - только тогда, когда сам банкомат заплатить не может.

Становится тенденцией внедрение дисконтных программ и так называемых ко-брэндинговых проектов (когда карта выпускается под двумя брэндами, банка и его партнера, и позволяет получать льготы при оплате картой услуг этого партнера). Сейчас, в преддверии летнего отпускного сезона, реализуются совместные проекты с туристическими компаниями. Ко-брэндинговые карты обеспечивают скидки при покупке путевок, а также при условии проведения безналичных расчетов позволяют набирать баллы, оборачивающиеся в итоге новыми скидками, льготами и бонусами.

Магистральным направлением развития пластиковых карт в этом году, по мнению региональных банкиров, будет интенсивное расширение кредитных функций пластиковых карт и запуск полноценных кредитных карт для розничного потребителя. К слову, зарплатная специфика региональной эмиссии оказалась на руку кредитной активности банков в отношении частных лиц. Кредитовать их напрямую решаются единичные банки - слишком высоки риски. А выдавать займы под зарплату и гарантии предприятий-работодателей готовы многие. Большинство банков практикует (причем уже на протяжении двух-трех лет) кредитование зарплатного карточного счета "до получки" - так называемый овердрафт. Схема такова: клиент может потратить денег больше, чем есть на карте, а перерасход и проценты за него удерживаются из следующей зарплаты. Размер овердрафта устанавливается индивидуально, однако, как правило, он не превышает половины среднемесячного заработка. Некоторые банки идут дальше и предлагают по картам программы потребительского кредитования, выдавая займы на более длинные сроки - от нескольких месяцев до двух лет. Правда, такая практика как составляющая именно зарплатных проектов общепринятой не стала: банки предпочитают разделять зарплатные проекты и потребительские кредиты.

После зарплатно-кредитной разминки банки переходят к полноценным кредитным процедурам с использованием пластиковых карт. Понятно, что на первом этапе "независимыми" клиентами-заемщиками станут все те же зарплатники, ведь у них уже сложилась кредитная история, необходимая кредиторам для оценки надежности заемщика. Очевидно, что и суммы первых кредитов будут невелики: вряд ли по картам будут выдаваться кредиты на покупку дорогостоящей аппаратуры или автомобилей. Однако краткосрочный кредит для повседневных расходов получить будет можно.

Разумеется, незарплатные и полноценные кредитные карты не станут на Урале массовым финансовым продуктом. Но повышение функциональности и доступности платежных карточных систем - знаковое событие на пути от количества к качеству. Учитывая, что в центре внимания банковского сообщества сегодня именно частное лицо (и как вкладчик, и как источник процентных доходов по кредитам), можно с большой долей уверенности предположить: владельцы пластиковых карт станут вспоминать о них не только при нужде в наличных.

Карты на деньги

На территории Большого Урала* к началу 2003 года выпущено около 3,5 млн пластиковых карт различных платежных систем: это четверть общероссийской эмиссии (по данным ЦБ РФ, более 14 млн). Региональный рынок за 2002 год вырос в целом в полтора раза (на 1 млн), рост в отдельных областях и республиках составил 1,3 - 1,5 раза.

Больше всего владельцев пластиковых карт (более 1 млн) в Тюменской области. В тройку территорий с максимальной эмиссией входят также Свердловская область (0,8 млн) и Башкирия (0,6 млн).

Наименее освоена Курганская область. Сельскохозяйственный, к тому же дотационный регион с низкими доходами населения участникам рынка "пластика" неинтересен: если в соседних субъектах РФ количество эмитированных карт измеряется сотнями тысяч, то здесь выпущено менее 20 тыс. карт.

*Объединяет шесть областей - Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Оренбургскую, Курганскую, а также Тюменскую с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, и две республики - Башкортостан и Удмуртию.

Карты раскинуты

На Урале представлены карты различных платежных систем международного, федерального, межрегионального и локального (городского) масштабов. Лидер по количеству представленных карточных брэндов - Свердловская область (функционируют карты 18 систем). Минимальное число систем - шесть - работает в Курганской области. На других территориях эмитируются карты 7 - 12 систем.

Консолидирующая система, имеющая максимальные количественные показатели по Большому Уралу в целом и при этом равноправно представленная во всех областях и республиках региона, отсутствует.

Формально региональным лидером по количеству выпущенных карт является российская Union Card (0,9 млн штук на начало года), однако 80% эмиссии сконцентрировано в двух субъектах - Тюменской и Свердловской областях, которые и обеспечивают на Урале первенство системы, претендующей на статус общефедеральной. Значительная эмиссия приходится также на Челябинскую и Пермскую области - 9% и 8% соответственно. На втором месте - международная система VISA international (0,8 млн карт). Проводя агрессивную региональную политику, она добилась в 2002 году более чем двукратного увеличения числа карт - это максимальный показатель среди платежных систем, работающих в регионе. Половина эмиссии приходится на Тюменскую область, по 20% - на Челябинскую и Свердловскую. На третьем месте - система Accord (более 0,5 млн карт), созданная по инициативе банка "УралСиб" и доминирующая в Башкортостане: по указу президента этого субъекта РФ с 1997 года она имеет статус республиканской платежной системы. Кроме Башкирии, на Урале Accord имеет значительные показатели лишь в Свердловской области (около 25% эмиссии).

Четвертое место в регионе занимает "Сберкарт" (система Сбербанка России): объем эмиссии по Уралу - 0,4 млн штук, более трети из них обращаются в Пермской области. Пятое у "Золотой короны" (более 0,3 млн штук: 0,2 млн карт выпущены в Челябинской области, 0,1 - в Тюменской, в других областях - по несколько тысяч). Весьма заметна на региональном рынке деятельность локальных платежных систем (действующих, как правило, в инфраструктуре одного банка или отдельно взятого города). Среди них - "Урал-Экспресс", "Урал-Кард", "Ижкард - НГС-банк", "Меткомбанк", "Ноябрьскнефтекомбанк", "Тюмень" и др. Их совокупное количество составляет около четверти миллиона штук.