В Челябинской области власти решили уже в этом году запускать рынок услуг ЖКХ. Годовая емкость рынка оценивается в 9,2 млрд руб. Реформа пойдет в три этапа. На первом (2003 год) ликвидируется перекрестное субсидирование коммунальных услуг. На втором (2003 - 2005) в 42 муниципальных образованиях появятся управляющие компании ЖКХ: в зоне их ответственности будут все процессы, протекающие в жилкомхозе. (В этом плане они составят серьезную конкуренцию РКС, также претендующим на статус регионального оператора.) В рамках третьего этапа намечено создать региональную систему ЖКХ с активным использованием частных инвестиций. Предполагается освоить 10 млрд руб. из бюджетных и внебюджетных источников, в том числе 0,6 млрд руб. в текущем году.
В Пермской области реформа идет через реализацию инвестиционных проектов. Администрация области уже передала МП "Пермводоканал" в аренду частному оператору и считает, что также надо поступить с другими коммунальными структурами: собственник заинтересован в эффективном менеджменте, снижении издержек, концентрации инвестиционного ресурса.
Приход РКС в Пермь пока только обсуждается. Надо разобраться с долгами, формой собственности, принципами, на которых будет строиться компания. "Сегодня мы получаем предложения от ряда других крупных структур, в том числе московских, о вхождении в эту сферу бизнеса, - говорит Сергей Богуславский, заместитель председателя и исполнительный директор Региональной энергетической комиссии Пермской области. - Кроме РАО ЕЭС интересуется коммунальной сферой Газпром, поскольку котельные области в основном ориентированы на газ. Есть и крупные холдинги, готовые работать над такими проектами, в частности Интеррос".
В ХМАО рыночные процессы уже набрали темп: в 2000 году в сфере ЖКХ было 10% предприятий частной и смешанной формы собственности, в 2001 году - 29%, в 2003 - 61%. Частники взяли на себя текущий и капитальный ремонты жилого фонда, вывоз и переработку мусора, обслуживание лифтового хозяйства, уборку территорий. Проведение тендеров дает экономию до 10% бюджетных средств по расходам на содержание ЖКХ. Но главный результат - высокое качество работ. В условиях развитой конкуренции победитель тендера знает: стоит ему нарушить условия договора, не вписаться в сроки или смету, снизить качество, ему на смену придет другой предприниматель, горящий желанием заработать на коммунальных заказах. Проведению модернизации ЖКХ способствует и отсутствие оптовых перепродавцов, от которых страдают другие регионы.
Планы РАО ЕЭС и Газпрома заняться проблемами отрасли начальник управления ЖКХ Ханты-Мансийского автономного округа Александр Титов оценивает неоднозначно: "Передавать муниципальное коммунальное хозяйство за долги РАО ЕЭС и Газпрому - значит оказаться во власти нового монстра. Мэр, имеющий сегодня рычаги влияния, чтобы не допустить отключений, будет ходить к этому монстру на поклон, причем без всяких гарантий, что население не останется без тепла, света, воды. Нет, "такая корова нужна самому".