Жилкомхоз опять "нагревают"

Реформирование коммунального хозяйства "сверху" до сих пор напоминало попытки вскипятить океан. Теперь реформу в своих интересах и явочным порядком начали РАО "ЕЭС России" и крупный бизнес

Жилищно-коммунальная отрасль до сих пор выглядит последним бастионом социализма, со всех сторон осаждаемым рынком: реальные экономические отношения в ней отсутствуют, качество услуг низкое. Государство из последних сил держит оборону негодными средствами - завышенными, а потому неисполняемыми социальными обязательствами.

На деле, однако, бастион - развалина. Степень износа основных фондов ЖКХ давно перешла критический порог: на километр сетей мы имеем 15 аварий в год, а, например, европейские страны - 0,1 аварии. Специфика жилкомхоза как самого большого сектора экономики России в том, что управление им рассредоточено по ведомствам, а в регионах находится в сфере ответственности органов местного самоуправления. Поэтому прежние попытки реформировать отрасль только из центра напоминали потуги вскипятить океан.

Все свелось к решению - пусть население платит 100%. Финансовый потенциал такой "реформы" уже почти исчерпан: уровень оплаты в среднем по России достиг в 2002 году 81%, а в ряде субъектов - 90% (соответственно уменьшилась доля расходов на ЖКХ в консолидированных бюджетах). Но это даже в малой степени не улучшило ситуацию. Сбои в системах жизнеобеспечения не уменьшаются, потери в инженерных сетях огромны, уровень эксплуатационных расходов неприемлемо высок, качество услуг населению не выдерживает критики.

Очевидно: компенсировать неумение работать за счет потребителя нельзя. Все 100% денег населения бесследно исчезнут в черных дырах ЖКХ, как прежде исчезали бюджетные. Дебиторская задолженность предприятий коммунального хозяйства составляет сегодня по РФ более 180 млрд рублей, кредиторская - 270 млрд. Поскольку проблема отрасли - в неэффективной системе управления, вывод напрашивается сам собой: в ЖКХ необходимо привлечь бизнес. Он принесет не только эффективный менеджмент, но и инвестиции. Одними административными методами, без рыночных преобразований жилкомхоз из "социалистического мезозоя" (по определению Анатолия Чубайса) не вытащить.

Эксперты между тем предостерегают: муниципалитеты должны сохранить право собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, поскольку именно им в конечном счете придется отвечать перед населением за то, чтобы были вода и тепло. Частный бизнес нужно вовлекать в управление этими объектами на основе концессионных механизмов. Это могут быть договоры аренды, доверительного управления. Уже разработан законопроект "О концессиях в жилищно-коммунальном хозяйстве", но введение его возможно только после принятия рамочного федерального закона "О концессионных соглашениях, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами".

Нуждается в серьезной доработке и законодательство в сфере регулирования тарифов. "Сейчас муниципалитет имеет право утверждать тарифы только для муниципальных предприятий, - говорит Сергей Сиваев, директор направления Института экономики города (Москва). - Как только на их место придет частная компания, регулирование тарифов для нее будет осуществляться на уровне субъекта РФ. Получается, что муниципалитет должен договариваться с частным инвестором о передаче тому в управление объектов коммунальной инфраструктуры, ставить перед ним цели и задачи, а определение условий финансирования остается в компетенции региональных властей. Муниципалитет будет по-прежнему отвечать за решение вопросов местного значения, не имея никаких легальных рычагов воздействия на процесс установления тарифов".

Подобных фактов несоответствия федерального законодательства потребностям реформирования ЖКХ много. Но готовить нормальную законодательную базу уже некогда.

Что делает Чубайс в коммуналке

В предвыборный год ситуация в жилкомхозе, балансирующая между тотальным кризисом и катастрофой, властям ни к чему. Поэтому в феврале-марте 2003 года замороженную реформу стали срочно разогревать сразу на двух "конфорках" - РАО "ЕЭС России" и Госстроя РФ, частично курирующего отрасль. Первым пасть на амбразуру вызвался Чубайс: он позиционирует себя как менеджер, который навел порядок в собственной отрасли и готов проделать это в другой, получив поддержку правительства и президента.

Власть пошла на создание компании, предусматривающей коммерциализацию ЖКХ, и согласилась привлечь к этому бизнес-структуры. С июня в 12 регионах страны стартует ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС). Проект разработан РАО "ЕЭС России" совместно с крупными промышленными структурами и банками для управления активами ЖКХ. Активы планируется получить за долги муниципалитетов и региональных властей на правах аренды или траста, а затем выкупить. Учредители новой естественной монополии - РАО ЕЭС и его основной партнер Газпром, представленный Газпромбанком (по 25%), а также ЕвразХолдинг, банк " Еврофинанс", Интеруголь и ЗАО "Ренова" (по 10%).

На Урале про-ект реализуется в Свердловской, Пермской, Челябинской, Оренбургской, Тюменской областях и республике Удмуртии. По словам главы РАО, в каждом регионе разработают свою схему приобретения или присоединения активов муниципальных сетевых компаний к РКС. Генеральные директора АО-энерго этих территорий вошли в состав проектной группы, которая будет утверждать сетевой график регионального развития. А развитие зависит от того, удастся ли назначенным в конце мая проектным менеджерам достичь совпадения интересов с исполнительной и законодательной властями регионов в тонком вопросе: как выводить из кризиса предприятия ЖКХ - крупнейших потребителей и должников региональных энергосистем.

Российские коммунальные системы хотят приватизировать объекты жилкомхоза, а сети останутся МУПам

Проект коммерциализации коммуналки развивается с молниеносной скоростью. Впервые о желании РАО и Газпрома создать управляющую компанию стало известно в середине марта, к июню дело было сделано: компания готова к регистрации, вертикаль управления выстроена, менеджеры, желающие дружить с губернаторами и мэрами на почве наведения в жилкомхозе порядка, назначены. Заявлено, что за пять лет РКС инвестирует в ЖКХ 700 млн долларов. По предварительным оценкам, до конца этого года компания за долги намерена получить активы жилищно-коммунальной системы на 20,5 млрд рублей - это половина причитающихся энергетикам 40 млрд рублей.

Параллельно и почти в то же время появилась другая структура. В феврале 2003 года под патронажем Госстроя РФ организациями-учредителями ОАО "Нижноватомэнергосбыт", ОАО "Межтопэнергобанк", ЗАО "Межтопэнерго"и ОАО "Евразийский"создана ассоциация "Коммунэнерго". Цель у нее та же, что и у РКС - реформа ЖКХ, создание конкурентного цивилизованного рынка услуг в сфере снабжения электроэнергией.

Привлечь бизнес к инвестированию ЖКХ могут норма прибыли выше обычной и преференции

В середине мая Госстрой подготовил и внес в правительство проект закона о финансовом оздоровлении ЖКХ, предлагая срочно расчистить финансовые завалы бастиона. Коммунэнерго провела в Москве Всероссийский форум по реформированию коммунального хозяйства. На форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Коммунэнерго и Федеральной энергетической комиссией, а также Госстроем России. Ассоциация видит в своем лице единого заказчика реформ ЖКХ в целом и коммунальной энергетики в частности. Таковой на данный момент отсутствует, поэтому определить зоны ответственности в коммунальном хозяйстве практически невозможно. Коммунэнерго и предлагает себя в качестве консолидированного инструмента и партнера правительства РФ в деле проведения реформ.

На вопрос "Э-У", не будут ли Коммунэнерго и РКС дублировать друг друга, представитель ассоциации Юрий Сердечкин пояснил, что РКС берут на себя вопросы финансового регулирования и управления собственностью, а "Коммунэнерго" займется технической стороной дела: нормативно-правовой базой, регламентами. Поскольку не все регионы принимают коммунальные идеи РАО на "ура", некоммерческая ассоциация вполне может стать неким буфером.

Привлечь бизнес к инвестированию ЖКХ могут норма прибыли выше обычной и преференции

Региональные администрации полагают, что новый проект РАО поможет решить проблемы долгов жилкомхоза. Хотя, по признанию губернатора Пермской области Юрия Трутнева , за одни долги местные власти "играть не будут", они надеются на приход в отрасль инвестиций. Мнение наблюдателей: РАО и крупный бизнес, явочным порядком начиная реформы, под которые потом наверняка будут подгоняться законодательные акты, приступили к необъявленной приватизации отрасли, забирая в собственность объекты ЖКХ.

- РКС - действительно новая естественная монополия?

- Она не может быть монополией по определению. Потому что коммунальные услуги может оказывать кто угодно, заключив договор с потребителем. Рынок в ЖКХ уже есть. Коммунальное хозяйство - это ведь не только водопровод, водоотведение, электроснабжение. Там масса других услуг: ремонт жилья, движение лифтов и прочее. А электроснабжение как монопольным было, так и останется. Газ, скорее всего, тоже.

- Есть точка зрения, что Чубайс начал несанкционированную приватизацию: новая компания намерена забирать в собственность объекты ЖКХ за долги.

- РАО не ставит целью забрать себе имущество. Цель - навести порядок в ЖКХ.

Чубайс видит, что его бизнес в этой сфере малоэффективен в том смысле, что он вынужден бесплатно отдавать свою продукцию. Свердловэнерго, например, предприятия ЖКХ должны 2 млрд рублей. То есть мы благотворители, которые инвестировали в коммунальную систему области эти деньги.

- А в чем интерес других акционеров РКС?

- Он тот же, что и у РАО. Газпромбанк представляет интересы Газпрома, перед которым ЖКХ тоже имеет гигантские долги за поставленный газ. ЕвразХолдинг включает в себя градообразующее предприятие - Нижнетагильский металлургический комбинат. Огромные деньги, которые холдинг тратит на отопление города, к нему не возвращаются.

- В чем проектная группа предполагает достичь соглашения с региональными властями?

- Мы уже встречались с мэром Екатеринбурга и председателем правительства Свердловской области: определялись с конкретикой, прежде чем подписывать соглашения. Цель Свердловэнерго в рамках нового проекта - заполучить Градмаш, самое проблемное муниципальное предприятие Екатеринбурга, в которое мы вложили 400 млн рублей, - достигнута. Там сейчас идет процедура банкротства. А получить долги можно двумя способами: либо забрать имущество и заниматься всем самостоятельно, либо наводить порядок и поставить дело так, чтобы все платили. Мы будем делать и то, и другое.

- Каким образом?

- Наши предложения: отдать нам МУП сначала в управление, а далее решить вопрос по собственности. Но у нас есть условия. Первое: либо немедленно решается вопрос финансирования ремонта - 143 млн рублей, либо мы в этом году туда не идем. Второе: мы изменим нынешнюю тарифную политику на Градмаше, отладим денежные потоки и сбытовую деятельность - это самое главное. Нами уже проведен аудит. Дальнейшие переговоры с властями пойдут также по отдельным проблемным объектам ЖКХ городов области. На сегодня можно утверждать, что у нас в рамках проекта есть взаимопонимание с мэром Екатеринбурга и правительством области.

- Но ведь отрасль убыточна, как вы вернете средства?

- Кто сказал, что убыточна? Энергетики поставляют продукцию, которая доходит до потребителя через четвертые руки. И к каждой руке прилипает. Неправда, что там нет денег. Мы делали анализ по нашим перепродавцам: денег у них достаточно, офисы и зарплаты приличные. В ЖКХ надо убрать посредников. Тарифы за коммунальные услуги, думаю, повышать нет необходимости. Недосбор денег с населения отчасти идет потому, что рост цен на услуги монополий опережает рост доходов населения.

Екатеринбург

- То, что Чубайс пошел в ЖКХ, с рыночной точки зрения нормальное явление, - считает Наиль Шаймарданов, председатель комитета по промышленной политике Свердловской облдумы. - Но РКС хочет приватизировать объекты. А сети, эту глобальную гнилушку, никто не берет. Они останутся МУПам. Так правительство РФ записало в своей программе реформирования ЖКХ от 17 ноября 2001 года: будут приватизированы только объекты. До сих пор нет нормативных актов для выполнения этой программы по этапам, по зонам ответственности, по исполнителям - это во-первых. Во-вторых, в той же программе названы цифры: 400 - 600 млрд рублей требуется на приведение инфраструктуры ЖКХ всей страны в удовлетворительное состояние. В сети Свердловской области нужно вложить 60 млрд рублей. Таких денег нет ни у кого. Сумма в полтора раза превышает областной годовой бюджет. Потому реформу и спихнули на регионы, по сути, заморозили. Но при износе инфраструктуры жилкомхоза от 80 до 100% привлечение сюда инвестиций - дело нереальное. В этих условиях бизнес в ЖКХ только кажется лакомым куском. Здесь слишком много рисков, начиная с репутационных. На Западе коммунальное хозяйство не расчленено на сети и объекты, там уборка мусора, подача холодной воды, подача горячей, прочее - все отдельный прибыльный бизнес. К этому нам и надо идти".

А вот куда идет государство, каковы его позиция и интересы, совершенно непонятно: если оно отвечает за систему жизнеобеспечения населения в целом, то должно подготовить программу, в которую встраиваются и РАО, и Коммунэнерго, и прочие. Потому что важно, чтобы под перекрестный огонь интересов этих компаний с наступлением очередной зимы не попали люди. Здесь не может действовать "голый" бизнес и одни лишь соображения из разряда "прибыльно-неприбыльно". Государство - гарант, который может сказать: нет, такие вещи не пойдут. Привлечь бизнес инвестировать в эту сферу может норма прибыли выше обычной. Чтобы это происходило, необходимы преференции для бизнеса на период завоевания им бастиона ЖКХ. Реформу должны делать бизнес и власть в одной связке.

Боссы советского мезозоя сдают позиции бизнесу

Сближение позиций власти и бизнеса по ключевым вопросам - что кому делать для модернизации коммунального хозяйства - наметилось на майском всероссийском форуме, организованном Коммунэнерго.

Госстрой РФ, как сказал заместитель председателя Сергей Круглик, основной проблемой считает укрепление финансовых основ местного самоуправления. Практика выбивания денег из федерального и региональных бюджетов укрепляет иждивенческие настроения, лишает муниципалов стимулов к развитию местной экономики совместно с бизнесом, к расширению собственной налогооблагаемой базы. Кажется, сегодня это многим понятно: муниципальная власть должна иметь собственные деньги на исполнение своих полномочий и обязательств в жилищно-коммунальной сфере. Инфраструктурные проекты всегда будут ее прерогативой.

Другой блок проблем касается развития рыночных отношений и конкурентной среды, ограничения монополизма в коммунальном хозяйстве. Объединение (укрупнение) конечных получателей коммунальных услуг в кондоминиумы, жилищные товарищества, кооперативы ужесточит требования со стороны потребителей к поставщикам услуг и будет способствовать повышению качества сервиса. Около 60% населения УрФО приватизировали квартиры и готовы заключать такие договоры, однако процесс в зачаточном состоянии. Кроме того, необходимо юридически отделить муниципальную власть от организаций, которые занимаются предоставлением коммунальных услуг. При этом муниципалитет, являясь собственником коммунальной инфраструктуры, должен иметь механизмы отстранения нерадивых операторов и продвижения ответственных (в числе инструментов - тарифное регулирование).

Еще один блок проблем - срочная разработка и принятие правовых норм, обеспечивающих вход финансовых инвесторов в коммунальный бизнес и выход из него.

Для всего перечисленного нужна добрая воля властей, а вот это вещь весьма произвольная. Становлению рынка коммунальных услуг на ряде территорий Уральского региона в значительной мере мешал административный ресурс, под видом реформ наплодивший последние годы кучу посредников. "За исключение посредников из финансовых схем мы боролись полтора года: через них утекало до 65% финансов, - говорит председатель комитета по ЖКХ Екатеринбургской городской думы Максим Серебренников. - Добились: с января 2003 года они занимаются только транспортом продукта энергетиков".

Механизмов для привлечения бизнеса в ЖКХ, по мнению Серебренникова, можно отыскать массу - было бы желание. Так, только за счет приборов учета достигается экономия 30%. С такой рентабельностью при годовом обороте городской коммунальной системы 4 млрд рублей есть шансы для выгодного вложения капитала. Но бизнес в Екатеринбурге пока их не использует. Ждет, когда ветер переменится. Или участвует в аукционах в соседнем Первоуральске.

Как сообщил заместитель главы этого города Вячеслав Прак, недавно администрацией выставлено семь лотов на проведение ремонтных работ в домах, принадлежащих жилищным товариществам. В конкурсе участвовали 17 фирм-претендентов, в том числе иногородних. В итоге сметная стоимость лотов в 2 млн 200 тысяч снижена до 1 млн 600 тысяч рублей, бюджет и население сэкономили 25% средств. "Наш опыт показывает: мы давно в рынке. У бизнеса большой интерес к работе в ЖКХ", - говорит Прак.

Екатеринбург - Челябинск - Пермь - Ханты-Мансийск