Слово техники

Не дожидаясь доступа к уху президента, машиностроители самостоятельно реформируют отрасль. Их главная задача - действовать в связке с учеными, финансистами и консалтерами

Первый международный Евро-Азиатский машиностроительный форум, прошедший 3 - 6 июня в Екатеринбурге, стал одним из самых ярких событий в экономической жизни Урала последних месяцев.

Да, его организация имела во многом политическую подоплеку: форум нужен был вице-премьеру правительства Свердловской области Юрию Осинцеву, решившему побороться за кресло главы Екатеринбурга, и в меньшей степени - губернатору области Эдуарду Росселю, которому осенью предстоят перевыборы. Да, назвать форум международным можно с натяжкой: "добровольно" на него из-за границы мало кто приехал. Японские машиностроительные компании пришлось, например, уговаривать совместить по срокам с форумом симпозиум, который они по своей инициативе давно намеревались провести для уральских коллег. Немалой величине делегации итальянцев тоже есть объяснение: в марте в Италии прошла презентация программы развития Свердловской области (по этой логике, если бы презентация прошла в Испании, больше всего на форуме было бы испанцев).

И все же, если не брать в расчет политику и организационные проблемы (в частности, острую нехватку в Екатеринбурге выставочных площадей), форум достиг цели. Во-первых, он создал среду общения для теоретиков и практиков машиностроения - главных технологов и конструкторов предприятий. Если во времена СССР они встречались для обмена опытом регулярно, то после приватизации новые собственники не приветствовали такое общение, боясь утечки мозгов и идей. А оно, как выяснилось, специалистам необходимо. Во-вторых, форум позволил менеджерам отрасли обсудить "модные" проблемы диверсификации производства, вывода непрофильных активов, использования информационных технологий. В-третьих, форум привлек внимание представителей финансового, консалтингового и ИТ-бизнеса: им есть что предложить машиностроителям. В-четвертых, самим машиностроителям он дал возможность еще раз "сверить часы" и договориться о совместном лоббировании своих интересов в органах власти.

Ученые

Машиноведы на симпозиуме с удовольствием общались на родном для них техническом языке. Попытаемся представить основные проблемы, отмеченные ими, в переводе на общечеловеческий. Наиболее "горячая" тема - повышение качества и надежности машин, причем комплексное: от оптимизации рабочих процессов до ремонтопригодности и контроля качества деталей. Обсуждалась проблема реорганизации станочного парка машиностроительных предприятий: она заключается уже в том, что сама методика расчета оптимальной величины парка до недавнего времени была несовершенна, а объемы устаревшего оборудования точно не установлены. Декан механико-машиностроительного факультета УГТУ-УПИ Юрий Тулаев представил форуму схему расчетов, основанную на теории сложности, разработанной в университете (понятие "сложность" применяется здесь как мера трудоемкости при механообработке).

Среди факторов, препятствующих внедрению современных технологий в машиностроение, отмечено отсутствие квалифицированных специалистов в компьютерном моделировании. Кафедра электронного машиностроения механико-машиностроительного факультета УГТУ-УПИ смещает сейчас центр тяжести образовательных программ в область технологий автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Наибольшие сложности представляет подготовка специалистов компьютерного инженерного анализа: он требует сочетания знаний в вычислительной математике, навыков в программировании и глубокого понимания инженерных проблем. Залог решения этой задачи - связь вузов с конструкторскими бюро предприятий.

Одно из стратегических направлений развития российского "мирного" машиностроения - нефтегазовое. Ему на форуме посвятили спецсеминар. Информацией обменялись представители науки (УГТУ-УПИ, Уральской государственной горно-геологической академии, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) и производственники в лице специалистов Объединенных машиностроительных заводов, завода "Стройдормаш", Татнефти, Сибирской машиностроительной компании. Сквозной темой обсуждения стала методология бурения. В скважины "утекает" более 40% всех капитальных вложений, выделяемых на развитие нефтяной и газовой промышленности страны. По мнению заместителя директора ОАО НПО "Буровая техника" (ВНИИБТ) Александра Повалихина, технология горизонтального бурения позволит повысить дебет скважины и нефтеотдачу пласта, а "ближайшая перспектива - использование для эксплуатации нефтяных месторождений многоствольных и многозабойных скважин". Нефтяники ставят перед машиностроителями новые задачи. Причем решать их приходится в комплексе: так, предприятие Объединенных машиностроительных заводов "ОМЗ-Морские и нефтегазовые проекты", по словам главного конструктора буровых установок Аркадия Ильиных, повышает технический уровень и качество оборудования при условии защиты окружающей среды.

Энергосбережение - тема, также заслужившая на форуме отдельного семинара и всестороннего рассмотрения: от внедрения средств учета энергоресурсов, улучшения качества воды в тепловых сетях до расчета цен на энергоносители и необходимости принятия закона "О теплоснабжении".

Менеджеры

Эту категорию участников форума в первую очередь интересовали проблемы выстраивания отношений с заказчиками, внедрения новых систем управления, выделения непрофильных производств. С методологией комплексного подхода к реализации маркетинговой политики коллег познакомил заместитель начальника коммерческого отдела ОАО "Ивановский завод тяжелого станкостроения"Илья Блинов: "Современный потребитель хочет получить не станок как таковой, а решение своей технологической проблемы. Поэтому мы помогаем заказчику подобрать к станку индивидуальный комплект вспомогательного инструмента и приспособлений, вместе создаем технологию обработки и управляющие программы, обучаем его персонал". Перспективное направление деятельности ивановских машиностроителей - модернизация ранее выпущенных станков, включая импортные (Skoda, Berrardi, Heckert и др.). Эффект повышения производительности, точности и надежности оборудования клиент получает, а платит за него меньше, чем при покупке нового станка.

Заместитель генерального директора по развитию ОАО "Промышленная группа "Уралинвестэнерго""Андрей Кудрявцев рассказал, как произошло объединение трестов "Уралэлектросетьстрой", "Электроуралмонтаж", "Уралэнергомонтаж". Декларированная цель объединения - возрождение производственной кооперации в сфере энергетической инфраструктуры. За счет создания в рамках управляющей компании единого центра подрядных работ ускорился процесс согласования проектов. Единый поставщик теперь может представить гарантию не на отдельные элементы, а на весь объект в целом. Естественно, это снижает стоимость проектов для заказчика.

Многих заинтересовал опыт Объединенных машиностроительных заводов в сфере организации на базе непрофильных активов самостоятельного бизнеса. Им поделился генеральный директор ООО "ОМЗ-Инструмент" Сергей Калинин. Его предприятие создано в середине прошлого года на базе инструментальных производств Уралмашзавода, Ижорских заводов, ОАО "Красное Сормово"и электродного производства завода "Нижегородский теплоход". Как дочернее предприятие "ОМЗ-Инструмент" взял в аренду у материнских предприятий здания и оборудование. Получив материальные возможности для организации бизнеса, инструментальщики стали искать нишу. На 80% структурные элементы нового предприятия были привязаны к "корням". "С одной стороны, это давало преимущество, поскольку речь идет о крупных потребителях инструмента и оснастки. С другой - риски, вытекающие из возможной их неустойчивой работы, падения объемов производства, обращения к другим поставщикам, использования больших складских запасов инструмента и оснастки", - рассказывает Сергей Калинин. Менеджеры "ОМЗ-Инструмент" поставили задачу: довести долю внекорпоративных потребителей в общем объеме продаж до 60%. Для этого с нуля была создана служба маркетинга. По наблюдениям Сергея Калинина, жесткой конкуренции на рынке специнструмента и оснастки пока нет: он только формируется, некоторые крупные машиностроительные предприятия до сих пор имеют в своей структуре инструментальные производства. "ОМЗ-Инструмент" с коллективом в тысячу человек рассчитывает по итогам этого года освоить десятую часть рынка в России (320 млн рублей). На предприятии разработана "система целей" до 2005 года, включающая такие показатели, как объемы реализации на одного работника, объемы и рентабельность продаж, оборачиваемость совокупных активов, соотношение количества работников по категориям и уровню заработной платы.

Консалтеры

Форум, безусловно, не мог обойтись без консалтеров: они, зная острую потребность отрасли в обновлении, тщательно отслеживают подобные мероприятия. Отметим выступления директора центра "Промконсалтинг" Алексея Баранова и начальника департамента управления производством ООО "ФИНЭКС Консалтинг"Светланы Малковой (оба - Екатеринбург). Первый рассказал о методологии улучшения процесса производства Lean. Принципы Lean работают в тысячах компаний по всему миру. Их внедрение начинается со строгого учета сырья и материалов, вычисления времени, которое занимает процесс производства от поступления сырого материала на предприятие до получения конечного продукта заказчиком, и определения расстояния, преодолеваемого одной сырой деталью (заготовкой, материалом) через участок обработки до выдачи ее в готовом виде заказчику. "Обычно это расстояние удивляет каждого. Так вот, его можно значительно сократить без ущерба для производства", - говорит Алексей Баранов.

Светлана Малкова выделила три наиболее эффективные, с ее точки зрения, технологии управления производственным процессом: через центры финансовой ответственности, с помощью автоматизированной системы управления (MES-системы) и посредством сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard). "Появление, к примеру, центров финансовой ответственности позволяет увидеть затраты на каждом этапе производства, а это и есть первый шаг к управлению бизнесом", - уверяет Светлана Малкова.

Весьма любопытным оказался доклад директора ООО "Дата-Центр" (Екатеринбург) Дамира Гайнанова. Он рассказал о создании совместно с ОАО "Уралмаш" автоматизированной системы управления технологическим процессом для машины непрерывного литья заготовок на ММК. Система позволяет в автоматическом режиме производить разливку стали и предоставляет полный объем информации обслуживающему персоналу. Интересно, что еще до монтажа оборудования на полигоне "Дата-Центр" была создана система виртуальной реальности, которая позволила, во-первых, протестировать новую разработку, а во-вторых, стала отличным тренажером для подготовки операторов машин.

Власти

Представители властных структур - и местных, и федеральных - создавали в основном лишь внешний антураж форума. Государство олицетворял первый заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин, старательно отделывающийся от прессы общими словами. Вряд ли в Екатеринбурге Волин узнал что-то новое: просьбы машиностроителей к власти постоянны, как гудение трансформатора.

Сегодня федеральный центр без устали "шушукается" с нефтяниками и газовиками. Машиностроители между тем не ждут, когда им позволят подойти к уху президента. Форум продемонстрировал: многое для реформы отрасли они делают сами и, цитируя Эдуарда Росселя, "невзирая на трудности, показывают фантастический рост". Апеллировать к власти, требуя справедливого к себе отношения, машиностроители, безусловно, должны. Но на первый план сейчас выходит потребность в обмене специалистами "на гражданском уровне", как справедливо заметил в интервью "Эксперт-Уралу" исполнительный директор института глобальных стратегических исследований корпорации Mitsui Ясуо Йошида. Не правительство призвано представлять отрасль, а сами машиностроители, и не на уровне отраслевых союзов, а с позиций конкретных предприятий, считает г-н Йошида. Если к воплощению этого тезиса добавить конвертируемость рубля и приличную инфраструктуру в России, грядущие машиностроительные форумы в Екатеринбурге и в самом деле станут международными.

Екатеринбург