Мэрия Тюмени теснит частные маршрутки

Юрий Немытых
30 июня 2003, 00:00
  Урал

Руками чиновников муниципальные автопредприятия избавляются от конкурентов в бизнесе

Глава Тюмени Степан Киричук издал распоряжение, призванное "упорядочить работу коммерческого общественного транспорта", а на деле - расчистить часть рынка городских перевозок для муниципальных автобусов и троллейбусов. С 1996 года в Тюмени неуклонно растет число коммерческих перевозчиков, только за прошлый год их количество увеличилось почти на треть - с 632 до 911. Муниципальный транспорт не способен конкурировать с частным ни по количеству единиц техники (ее примерно втрое меньше), ни по скорости и комфортабельности. Городские власти пытаются административными мерами защитить своих перевозчиков, ущемляя права частников.

С 1997 года в Тюмени проходят конкурсы на получение маршрутов, причем только для частных перевозчиков. Для участия в конкурсе каждый частник должен оплатить пакет документов (список льготных пассажиров, схема маршрутов и т.д.) стоимостью 5000 рублей. Особенно возмущает предпринимателей то, что одни и те же бумаги приходится покупать каждый год, хотя данные в них почти не меняются.

Заместитель руководителя Тюменского управления министерства антимонопольной политики (ТУ МАП) Петр Лобановский считает незаконными не только методы проведения конкурсов, но и само их существование:

- В условиях свободного рынка ограничение числа его участников противозаконно, а именно на это направлен конкурс. Если проводить конкурсы в целях повышения качества услуг, как декларирует администрация, то в них на равных правах должны участвовать и муниципальные предприятия. Ни в одном из нормативных документов Минтранспорта такой процедуры, как конкурсы на получение маршрутов, нет. Это самоуправство местных чиновников.

Представители МАП утверждают, что муниципальные АТП - по сути коммерческие структуры и не должны получать ни налоговых льгот, ни дотаций. Между тем муниципальный транспорт освобожден от всех налоговых отчислений в местный бюджет. Частники же не могут добиться даже получения компенсаций за бесплатный провоз льготников. "АТП не могут конкурировать, потому что работают плохо, а местные власти их настойчиво поддерживают", - считает Лобановский.

ТУ МАП неоднократно составляло предписания главе Тюмени, их главное требование - обеспечение равных условий ведения бизнеса для частных и муниципальных перевозчиков. Последнее из предписаний принято в 2000 году. Городские власти обратились тогда в управление с просьбой отсрочить вступление предписания в силу, сославшись на то, что им "необходимо время на разработку новой процедуры". Получив отказ, городская администрация подала иск в суд. Суд первой инстанции отменил решение ТУ МАП, суд второй, рассмотрев кассационную жалобу, опроверг постановление первого суда. В конце концов, еще один кассационный суд по формальным признакам решил дело в пользу тюменской администрации.

Судебные разбирательства привели только к одному положительному результату: из цепочки "администрация - частный перевозчик" исключено третье лицо - муниципальная организация Тюменьгортранс, которая в течение нескольких лет заключала с частниками договоры на перевозки по итогам конкурсов и фактически пользовалась правом регулировать рынок. Система двойного контроля, по словам Петра Лобановского, позволяла не только отстранять от работы неугодных частников, но и давала широкие возможности для коррупции. Представителям ТУ МАП удалось добиться того, чтобы и проведением конкурсов и заключением договоров занималась только городская администрация. В остальном все по-прежнему.

Воодушевившись победой в суде, чиновники решили продолжать в том же духе. Результатом стало новое постановление о конкурсах. К его принятию мэрию подтолкнуло обещание областного правительства выделить муниципалитету средства на покупку нового транспорта. Муниципалы быстро сообразили, что прежде чем приобретать новые троллейбусы и автобусы, необходимо расчистить для них рыночное поле. Как заявил "Э-У" главный специалист комитета по транспортным перевозкам администрации города Николай Чудинов, одна из задач нового постановления - "сократить количество частников, которое сейчас предельно, поставив им более жесткие условия".

Постановлением вводятся новые инструменты давления на частный извоз. Так, транспортный комитет получил право делать запросы в ГИБДД о нарушениях водителями правил дорожного движения. На основании полученных данных городская администрация может просить ГИБДД запретить тому или иному водителю управлять общественным транспортом. Выходит, человеку за один и тот же проступок грозит двойное наказание: сначала по линии ГИБДД, затем по просьбе городских чиновников. На этом сложности не заканчиваются. Муниципалитет готовит еще одно постановление, снижающее потолок тарифов маршрутных такси с 8 до 7 рублей (для сравнения: в Екатеринбурге самый высокий тариф - 10 рублей).

Городские власти, однако, могут и перегнуть палку. Представители антимонопольного управления надеются, что после очередного конкурса частники, которые вынуждены будут на год резко притормозить бизнес, пропуская муниципальный транспорт, не побоятся написать заявления в МАП. Тогда, считает Петр Лобановский, "нам можно будет вновь поднять этот вопрос в суде, и попытаться навести порядок".

Тюмень