Спроси меня - как

Значительный рост уральского рынка консалтинга вызван реорганизационными процессами в ТЭК и появлением услуг в области повышения производительности

Результаты рейтинга уральских консалтеров по итогам работы в 2002 году демонстрируют более чем 70-процентный рост рынка. Между тем темпы развития экономики в прошлом году резко замедлились, и сектор услуг, казалось бы, должен реагировать адекватно. Разберемся в причинах, заставляющих рынок консалтинга расти.

Даешь производительность

Характерна география прироста: свыше 60% его обеспечили компании Тюменского региона (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Причина прозрачна: на фоне общего сокращения темпов роста производства и объемов финансовых вложений в экономике нефтегазовый сектор стал объектом крупнейших инвестиционных проектов и самых значительных за всю постсоветскую историю сделок по слиянию и поглощению. И то, и другое требует высококвалифицированной консалтинговой поддержки. Нет никаких сомнений в том, что большая часть ресурсов досталась зарубежным консалтинговым компаниям (некоторые сделки совершались при непосредственном участии международного капитала). Однако российским компаниям также удалось поучаствовать в дележе пирога.

Другим мощным фактором роста рынка консалтинга выступила реформа энергетики - резко усилился спрос на услуги со стороны компаний, входящих в монополию.

Третьей движущей силой для консалтинга стала, как ни парадоксально, стагнация во многих секторах промышленности. Макроэкономическая природа стагнации в том, что критическая масса компаний исчерпывает источники повышения роста производительности. И начинает вкладывать большие ресурсы в поиск и развитие инструментов ее повышения. (К концу прошлого года это продемонстрировало, например, машиностроение.)

Подавляющее большинство промышленных компаний всерьез озаботились внедрением автоматизированных систем управления производством и финансами, энергосберегающих технологий, систем управления качеством. Многие компании вышли (или начали искать выход) на рынок капитала, вследствие чего резко возрос спрос на услуги финансового консалтинга. Это повлекло за собой появление новых ударных направлений в консалтинговом бизнесе: доля выручки от услуг в области разработки и системной интеграции выросла с 3,7 до 4,4%; управленческого консалтинга в области информационных технологий - с 2 до 3,8%; организации производства товаров и услуг, контроля качества, НИОКР - с 1,2 до 2,5%; финансового управления - с 5,3 до 11,4%. Как видим, темпы роста по каждому из этих сегментов колебались от двукратного в области системной интеграции до почти трехкратного в области финансового консультирования.

Факторы роста рынка консалтинга - реформа энергетики, инвестиционная активность ТЭК и активность бизнеса в повышении производительности и управляемости. потенциальный лидер роста - консалтинг для малого и среднего бизнеса

Новое весьма перспективное направление - консалтинг в области внедрения систем управления качеством. Таковым его признают банковские специалисты (см. публикацию "Реагировать стандартно" в "Э-У" 16 от 28.04.03). По данным ведущего аудитора международной организации Det Norske Veritas (DNV) Дмитрия Ярцева, "зафиксирован тройной годовой прирост предприятий, обращающихся в DNV за услугами по консалтингу и сертификации систем менеджмента качества, в целом по России: примерно одинаково по всем регионам, включая Урал". По мнению профессиональных участников рынка, внедрение системы менеджмента качества позволяет на больших предприятиях, где часто много хаоса, оперативно контролировать все процессы.

Стоит добавить, что сами инструменты повышения производительности уже известны. Именно поэтому лидер консалтинга 2000 - 2001 годов - услуги в области стратегического планирования - не показал ощутимого прироста. Доля этого вида услуг осталась на уровне 3,3%.

Перспектива: концентрация и поиск новых ниш

Факторы, заставляющие рынок консалтинга развиваться в 2002 году - реформирование энергетики и МПС, инвестиционная активность нефтяных компаний, нацеленность промышленных предприятий на внедрение АСУ, информационных систем, - сохраняют силу и в текущем году. Но хватит ли потенциала на всех - большой вопрос.

Благоприятная конъюнктура несколько сгладила, но все же не смогла нивелировать тенденцию к усилению концентрации и отставанию мелких компаний от крупных. Это заметно по данным рейтинга: первая десятка консалтеров увеличила бизнес на 71%, а третья - лишь на 64%. На деле это отставание еще сильнее, поскольку в рейтинге не учтены растущие бешеными темпами объемы услуг международных консалтинговых компаний (ни одна из них не согласилась раскрыть данные о выручке по Уральскому региону без объяснения причин). Часто эта услуга идет в одном пакете с международным аудитом, для проведения которого "крупняк" традиционно предпочитает иностранцев.

Структура собственности крупного промышленного бизнеса, подавляющее большинство предприятий которого принадлежит группам с "головой" в столице, также способствует концентрации и расслоению консалтеров. Это зачастую дает столичным консалтинговым компаниям решающее преимущество. Впрочем, ведущие уральские консалтеры успешно справляются с этой проблемой. По словам директора компании " Финэкс Консалтинг" Виктора Прядеина, "уральская прописка компании достаточно условна. Значительный объем услуг мы предоставляем компаниям в Москве, Волгограде, Астрахани, в Тверской области, на Кавказе и в других регионах".

- Мы находимся на Урале, но мы уже не уральская, а российская компания. Половина наших клиентов - за территорией Свердловской области, причем очень много в Москве, - свидетельствует директор Центра экономических экспертиз "Налоги и финансовое право" Аркадий Брызгалин.

Есть сферы приложения усилий, где столичная прописка в принципе не дает преимуществ. Прежде всего - услуги мелкому и среднему бизнесу. По признанию большинства консалтеров, это очень перспективый сегмент. Множество мелких предприятий уже преодолели порог, за которым для нормального ведения бизнеса мало-мальски квалифицированного главбуха и координат фирмы, проводящей "обналичку", недостаточно. Нужно выстраивать систему учета и планирования, организационную структуру, прописывать бизнес-процессы. Это растущий рынок, но чтобы присутствовать на нем, консультанты должны сами перейти на новый уровень и помимо индивидуальных проектов для крупного бизнеса предложить клиенту "розничные" решения. "Потребности мелкого бизнеса в консалтинговых услугах - это бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, а также финансовое планирование. Мы работаем над тем, чтобы наши услуги стали более доступными и легко внедряемыми. В идеале должен получиться относительно дешевый "коробочный" продукт со сроком внедрения один-два месяца", - говорит Виктор Прядеин.

Консалтинг для малого и среднего бизнеса - потенциальный лидер роста. Уже по итогам 2003 года он вполне может занять значимое место в выручке уральских консалтеров.

Методы и информация

Рейтинг подготовлен АЦ "Эксперт-Урал" при участии и с использованием методологии рейтингового агентства "Эксперт РА". В ходе составления рейтинга анкеты посланы 60 компаниям, ответили на вопросы 37 компаний.

В качестве основного показателя использовался объем выручки компании, полученный от оказания консалтинговых услуг клиентам, находящимся на территории Уральского региона. В качестве вспомогательных использовали следующие показатели: выручка от предоставления консалтинговых услуг за 2001 г., средняя численность персонала, выручка на одного сотрудника, а также доходы от предоставления консалтинговых услуг в разбивке по видам.