2003, 20 (102)

30 июня 2003, 00:00
  Урал

Гости на пороге

Рынок гостиничных услуг объективно высокодоходный и быстро растущий. Называть отсутствие конкуренции "проблемой бизнеса" абсолютно нелогично и это никак не может быть причиной низкой загрузки и доходности, как утверждалось в статье. Отсутствие конкуренции - это и есть наиболее благоприятная среда для роста отрасли, поскольку позволяет за счет преобладания спроса над предложением рассчитывать на высокие доходы. Дефицит гостиниц вызван лишь высокими входными барьерами на этот рынок (затраты нужны большие, сроки постройки и запуска тоже немаленькие). Низкие же показатели в целом по отрасли отражают состояние только самого дешевого сегмента и уровень менеджмента таких гостиниц.

Вывод, к которому постарался подвести участников регионального семинара "Маркетинг и продажа гостиничных услуг" г-н Липец, был скорее таким: конкуренция есть, причем серьезная, а в ближайшем будущем станет и вовсе невыносимой, поэтому, чтобы сохранить позиции и увеличить доходность, отелям нужно срочно вступать в Best Eastern Hotels. А иначе будет плохо, ведь только Best Eastern смогут заполнить отели Екатеринбурга. Относительно загрузки утверждение крайне спорное, к тому же идет вразрез с утверждением об отсутствии конкуренции.

Брать сегодня за гостиничные услуги надо "по полной", а полученные сверхприбыли вкладывать в развитие бизнеса. "По полной" здесь - это такая цена, при которой гостиница получает максимальную прибыль от продажи своих номеров. Любой другой путь экономически нецелесообразен.

Про сертификацию. В Екатеринбурге еще в прошлом году сертификацию по новой системе успешно прошли гостиницы "Октябрьская" и "Эрмитаж", причем никаких сложностей не возникло. Нежелание сертифицироваться других участников рынка вполне объяснимо. Во-первых, это затраты на подготовку к сертификации; во-вторых, условия, предъявляемые к гостиницам, довольно строгие, и многие гостиницы, "рисующие" 3, 4, 5 "звезд" на фасаде, после прохождения сертификации могут просто лишиться такой возможности, будучи аттестованы на меньшее количество. Кстати, та же "Исеть" не сертифицирована по добровольной системе, поэтому было странно читать о ее трех "звездах" "по безопасности оказания услуг".

О прибыльности и форме собственности. Во-первых, наиболее прибыльными в статье названы отели "Атриум", "ТрансОтель" и "Магистр", тогда как самые рентабельные гостиницы за 2002 г. - "Эрмитаж", "Исеть", "Лайнер" и "Октябрьская". Почему авторы статьи выбрали три другие гостиницы - непонятно.

Во-вторых, оценивая рынок по форме собственности, авторы незаслуженно обошли вниманием одну из самых успешных гостиниц Екатеринбурга "Октябрьскую", которая к тому же является областным унитарным предприятием. Потому что главное - не форма собственности, а качество менеджмента. И не нужно никакой поддержки бюджета, достаточно грамотно поставить цели и идти к их реализации.

Про загрузку. В статье говорится, что "количество занятых номеров редко превышает 50%". Это не так. Загрузка только в выходные и праздники незначительная, на неделе же найти свободный номер в приличной гостинице просто невозможно.

Конкурентная ситуация диктует и политику гостиниц в отношении турфирм и туроператоров. Как поступать в ситуации, когда есть своя служба бронирования (как в "Октябрьской"), конкуренции нет, зато есть неудовлетворенный спрос? Давать комиссию турфирмам и туроператорам? Можно, только не нужно, потому что пользы это на данном этапе не принесет. Перепродавцы ведь не будут улучшать внешний вид вашей гостиницы и улучшать качество услуг. Они просто будут получать комиссионные. Гостинице же, как, впрочем, и конечному потребителю, гораздо полезнее получать полную прибыль от продажи номеров, что позволит улучшать и расширять свой бизнес. А с перепродавцами можно договориться и позже, когда на рынке станет тесно и придется бороться за свой сегмент.

Директор гостиницы "Октябрьская" (Екатеринбург) Сергей Витальевич Полуэктов

2003, 22 (104)

Пришел, понюхал и ушел

"У меня легкость в мыслях необыкновенная", - хвастал Хлестаков в гоголевском "Ревизоре", откуда взят заголовок заметки. Как это подходит и к ее автору г-ну Задорожному! Вы обвиняете финансово-промышленные группы, приобретающие акции РАО ЕЭС "за копейки". Да слава богу, что благодаря провозглашенной Чубайсом реформе эти негосударственные "копейки" идут на замену никуда не годного оборудования и сетей на современные.

Вы тонко намекаете на то, что СУАЛ, акционер Свердловэнерго, превратившись в транснациональную корпорацию, видимо, несет угрозу энергетической безопасности России. А вот это, раз уж мы перешли на Гоголя, - чистейшая маниловщина. Не беспокойтесь: президент, правительство, силовики и законодатели уж как-нибудь сохранят государственный контроль за стратегически важной отраслью. Потому как она еще и политически важная, это в их личных интересах.

Вы стращаете грядущим отъемом энергетических мощностей в собственность "олигархов"? Да с чего взяли про отъем собственности? Речь идет только об аренде. А что до аутсорсинга, о котором упомянул Чубайс, то малый бизнес ему еще большое спасибо скажет за то, что допустил в ЖКХ, монополизированное вороватыми мэрами и их челядью.

У вас есть средства (называется цифра 5 трлн рублей), чтоб привести ЖКХ в норму? А у малого и среднего бизнеса? У машиностроения? У государства, наконец? То-то. Так чего удивляться, что за ЖКХ взялись монополисты - ЕЭС и Газпром - с металлургами. Кому еще браться? Поблагодарите, что вместе со своими они заодно и ваши проблемы решат.

Что плохого, если РКС действительно, как вы пишете, разошьет долги, превратит ЖКХ в эффективный бизнес (не только для себя, но и для всей экономики), будет получать прибыль, которую инвестирует в модернизацию коммуналки?

Как это по-русски - все запустить, завшиветь и при этом поносить засучившего рукава! Будете ностальгировать по грязной воде, прорванным трубам, загаженным дворам? Я не буду.

Энергетик