Со знанием тела

7 июля 2003, 00:00
  Урал

"Учебное лето 2003" - так можно охарактеризовать начавшийся сезон для жанра современного танца

Марина Романова

Как только занятия в екатеринбургских школах и вузах подошли к концу, у уральских танцовщиков началась горячая учебная пора. В Екатеринбург зачастили иностранные и российские хореографы. Учеба завершилась демонстрацией продукта, в том числе и на профессиональной сцене: гала-концертом труппы "Каннон Данс" в ТЮЗе, например. Таким образом, июнь выдался учебно-танцевальным.

"Эксперт-Урал" неоднократно подмечал: один из самых популярных и быстро развивающихся жанров искусства в мире - contemporary dance (в России называемый современным танцем) - наиболее мощно и успешно произрастает на уральских просторах. В доказательство приводил очередные победы наших трупп. Теперь процесс вышел на качественно новый уровень: началось активное формирование инфраструктуры жанра. Танец - не кактус, в пустыне не приживается. Ему нужна плодородная почва, благоприятная среда и квалифицированные "мелиораторы". Но сначала - об урожае.

Танц-площадь

Танцплощадка - место, где танцуют; танц-площадь - место, где много танцуют

Сегодня в Екатеринбурге пять крупных и заметных на российской и международной сцене коллективов contemporary dance. Если построить генеалогическое древо жанра, то можно обнаружить, что корни у большинства - одни. Их прародительница - труппа "Провинциальные танцы" под руководством Татьяны Багановой, появившаяся 13 лет назад. Энергетический заряд этого явления был столь велик, что со временем, напитавшись живительным соком, от нее отпочковались яркие личности, организовавшие новые талантливые коллективы. Стоявший у истоков известной нынче труппы Лев Шульман сегодня руководит школой и факультетом современного танца. Евгений Мартьянов, один из основателей группы "Киплинг", неоднократно боровшейся за главные театральные награды, - тоже из бывших "провинциалов". "АртФабрика", последнее по времени явление на сцене contemporary dance, создана Ольгой Паутовой, получившей "Золотую маску" за сценографию спектакля "Провинциальных танцев". Самостоятельные корни имеют Институт танца под руководством Олега Петрова, который ближе прочих к балету, и эксцентрик-группа Сергея Смирнова (также обладателя "Маски"), хотя и их развитие происходило под влиянием менталитета основоположников.

Воздавая должное прародителю, справедливо говорить о высоком уровне и творческой самодостаточности отпочковавшихся трупп. В конце весны екатеринбуржцы увидели дебютную постановку "АртФабрики" - "В сторону Севана". Ольга Паутова провозглашает собственную художественную позицию: "У нас не данс-театр в чистом виде. В спектакле присутствуют элементы театра драматического, музыкального. Я обращаюсь к эстетике когда-то популярного, но отошедшего в тень синтетического, тотального театра. Сегодня, на мой взгляд, это вновь актуально".

Не только количественно взращивая современный танец, но и культивируя его философию, Екатеринбург становится настоящей танц-площадью.

Танц-плантация

Плантация - место, где возделывается культура. Танц-плантация - место, где возделывается культура танца, а также название крупного международного фестиваля, дислоцировавшегося в том числе и в Екатеринбурге

Ольга Паутова как постановщик начинала в Германии, сделав там три спектакля. На родине у нее не было труппы - того живого материала, который бы воплотил идеи режиссера. В Европе, по ее словам, есть слой свободных танцовщиков, которые собираются в постоянные труппы или временно организовываются на проект. А в Екатеринбурге хореографов едва ли не больше, чем исполнителей. Дефицит профессиональных танцовщиков ощущают все постановщики. Татьяна Баганова, например, когда ей понадобились танцовщики-мужчины, переманила их из Челябинска.

В регионе действует знаменитое Пермское хореографическое училище, но оно, как и другие, в основном работает на балет. Современный танец - иная эстетика движения. Где и кто ей научит?

Два года назад в Екатеринбурге при Гуманитарном университете открылся факультет современного танца. (В России существуют кроме него два подобных факультета: в Санкт-Петербурге и Самаре.) На двух курсах учатся 12 человек. Немного, конечно, но это как в балете: поступает толпа - "выживают" единицы.

Интересная подробность: вуз - частный, а факультет - дотационный. Студенты за обучение, конечно, платят, но значительно меньше реальной стоимости. Доплачивает само учебное заведение. Ректор Гуманитарного университета Лев Закс в современном танце видит большие перспективы. Высокая же себестоимость обучения вытекает из того, что педагог в этой области - более дефицитный специалист, чем даже танцовщик. Культура современного танца в России молода, и за педагогической помощью приходится обращаться к загранице. Ежегодно на Урал приезжают и проводят мастер-классы хореографы из Венгрии, Голландии, США, обучая уже подготовленных, владеющих знанием своего тела студентов премудростям модерна, джаза и других направлений движенческого искусства. Недавно по совместной программе с университетом Tulane (Новый Орлеан, штат Луизиана, США) в Екатеринбурге побывала его профессор Барбара Хэйли. После нее занятия с уральскими студентами провел Эдди Окампо, преподаватель джазового танца из Чикаго. Далее эстафету подхватили и работают по сию пору три педагога из Великобритании. Российская педагогическая звезда первой величины москвич Геннадий Абрамов также ведет преподавание, теоретическое и практическое. Отличительная особенность уральского вуза в том, что здесь готовят не только танцоров, но и будущих педагогов жанра.

ДисТанция

Дистанция - расстояние между объектами; ДисТанция - межрегиональная программа Объединения театров танца России, стартовавшая в июне в Екатеринбурге

Расстояние между передовыми тенденциями в танце и массовым зрителем пока огромно. Несмотря на увеличивающуюся популярность, жанр остается "сам в себе", широкому кругу он мало знаком. Его публика - эстетически подкованные опытные театралы и продвинутая молодежь. Ее количество позволяет наполнить зал, однако это по сути одни и те же люди, плавно перетекающие с представлений одной труппы на спектакли другой. Конкуренции между коллективами не замечено. Ольга Паутова: "Мы не конкуренты друг другу, а помощники, поскольку приучаем публику к новому жанру".

Проект "ДисТанция", который после Екатеринбурга перебрался в Новосибирск, а затем Красноярск, в основном учебный. Проводит его санкт-петербургская труппа "Каннон Данс", которая позиционирует себя прежде всего как педагогическая. Впрочем, проект не ограничивается мастер-классами для танцовщиков. По словам директора компании Вадима Каспарова, "помимо творческой составляющей, современному танцу требуется составляющая управленческая. Нами обобщен опыт организации танцевальных коллективов. Конечно, мы не планируем его клонировать, наша задача - стимулировать местный "организационный ресурс". В программе "ДисТанции" - лекции по истории танца, видеопоказы, семинары по менеджменту танцевальных школ, рассчитанные на достаточно широкий круг слушателей. Все это служит уплотнению атмосферы вокруг жанра, вовлечению в его сферу новых участников.

Однако инфраструктура жанра не может считаться состоявшейся, пока в Екатеринбурге не появится Дом танца. Сейчас о нем лишь мечтают, представляя, как в одном здании (само собой, современного дизайна, передовых архитектурных технологий) соберутся и наиболее значимые труппы, и факультет танца, как здесь будут проходить тематические фестивали. Пока есть две регулярные площадки: сцену для выступлений уже несколько лет предоставляет Театр юного зрителя, а возможность репетировать дает Областной дворец народного творчества. Руководителей этих двух учреждений культуры вполне можно причислить к стойким поклонникам современного танца.

Екатеринбург