Владимир Васильев
- Владимир Николаевич, сельское хозяйство в зоне рискованного земледелия, какой является Тюменская область, принято считать неэффективным. Чем объяснить усиленную заботу областных властей к агропромышленному комплексу?
- Обратите внимание на славную историю сельского хозяйства области, и вопросы целесообразности поддержки отпадут сами собой. До революции 1917 года союз кооператоров "Сибирские маслодельные артели" занимал второе место в мировом производстве сливочного масла после Дании. Представляете: один кооператив против целой страны! К 1916 году объем реализации, 160 млн царских рублей, превысил совокупный доход государства от импорта продукции металлургии, горнодобывающей промышленности и добычи золота.
Концепция развития Тюменской области предусматривает освоение северной ее части с привлечением ресурсов, в том числе продовольственных, южной. Это помогает нам оставаться полезными друг другу. Основной рынок сбыта сельхозпродукции тюменцев - по-прежнему Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В 2002 году поставки на север увеличились на 40%, по некоторым нашим сельхозпредприятиям объем поставок вырос в два-три раза. Со своей стороны ЯНАО взял на себя инвестирование Пышминской птицефабрики, и за последнее время она увеличила объемы производства. Муниципалитеты Ямала (Пуровский и Ямальский районы, Новый Уренгой, Надым) заключают прямые договоры с нашими сельскохозяйственными районами, приводят на предприятия инвестиции, покупают технику, оборудование.
- На что в первую очередь направлены усилия областного департамента АПК?
- В целом за два года в сельское хозяйство инвестировано более 3 млрд рублей. Приобретено около тысячи единиц новой техники, в 1,5 раза увеличилось внесение в почву удобрений. В результате удалось удержать достаточно высокую урожайность при хорошем качестве по всем основным культурам. По урожайности зерновых Тюменская область стоит на передовых позициях среди других регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Это обусловлено не только финансовой поддержкой областного бюджета, но и применением прогрессивных агротехнологий, машин нового поколения, использованием высокоурожайных сортов и современных средств защиты растений.
Основное внимание уделяется инвестированию крупных проектов. В 2003 году мы вложили средства в развитие сырьевой базы для пивоваров. Компанию "Очаково", намеревающуюся открыть в Тюмени свой завод, ждет у нас не только продукция предприятия "Винзили-Стеклотара". С "Очаково" намерен сотрудничать серьезный агрохолдинг, который создается на базе Боровской птицефабрики, к нему присоединяются Заводоуковский комбинат хлебопродуктов, часть местных сельхозпредприятий, производители комбикормов. Мы считаем, что преимущества за крупными агрохолдингами: 82 из 329 хозяйств юга области обеспечивают 89% объема сельскохозяйственного производства. Крестьянским и фермерским хозяйствам мы предлагаем объединяться в союзы по отдельным специализациям. С 2003 года фермеры вправе рассчитывать на субсидированные кредиты сроком от 1 до 3 лет.
- В последние годы в России наблюдается перепроизводство зерновых культур. Высокий урожай приводит к обвалу закупочных цен, крестьянские хозяйства теряют инвестиционные ресурсы. Как им помогает региональная власть?
- На встрече с президентом осенью прошлого года губернатор Сергей Собянин предложил провести государственную интервенцию на рынок зерна, чтобы не допустить понижения закупочных цен: они и так проигрывают ценам на технику и энергоносители. Было решено выделить на государственные закупки 6 млрд рублей. Но все же посредники успели лишить многих сельхозпроизводителей прибыли. Сейчас прогнозируется обратная ситуация, но государство уже подготовлено. И если цена поднимется на неоправданно высокий уровень, на рынок будет совершена интервенция ранее закупленным зерном.
В нашей области сделано все возможное для поддержки хозяйств: мы решили вопрос продления кредитов, профинансировали ставки федерального лизинга, просубсидировали тарифы на хранение зерна. Держали цену закупок вдвое выше "грабительской". Все это легло грузом на областной бюджет, зато потери сельхозпроизводителей минимизировали. Сейчас увеличиваем внутреннее потребление (поставили планку - 50%) фуражного зерна за счет развития молочного, мясного скотоводства. В 2002 году на средства областного бюджета во Франции приобретено около 2 тысяч голов крупного рогатого скота мясных пород Обрак, Лемузен, Салерс и Шароле. Для выращивания и размножения этих животных в регионе создано несколько племенных репродукторов. В этом году среди потомства француженок будет отобрано порядка 300 доморощенных "аристократов". Готовимся увеличить число специализированных предприятий, довести численность племенного стада до 5 тысяч голов. У Тюменской области есть неплохой шанс стать в перспективе одним из главных поставщиков в стране и мяса, и пополнения для генетического фонда. В эту программу вошел Национальный резервный банк. В таких проектах роль стратегических инвесторов, поверивших в серьезность наших намерений, особенно важна. Понятно, что их начинания получают всестороннюю поддержку. На крупнейшее предприятие молочного направления "Ялуторовскмолоко" в качестве инвестора пришла компания "Сибнефть". Переработка молока увеличилась вдвое. (Это уже второе крупное приобретение нефтяников после "Тюменского бройлера", одного из ведущих российских предприятий с замкнутым технологическим циклом производства и глубокой переработки мяса птицы.) В ближайших планах - увеличить молочное стадо на 10%.
Мы убеждены, что недостаток мер в защиту отечественных товаропроизводителей - явление временное. В последние два года федеральное правительство повернулось к сельскому хозяйству лицом. Наращиваются поставки по лизингу, субсидируются привлеченные кредиты, вводятся ограничительные барьеры на импорт: когда на российский рынок поставляется европейская говядина, которая там субсидируется на 80%, это, естественно, делается не ради нашего блага, а ради циничного захвата рынка. Это вопросы стратегической безопасности страны. Я убежден, они будут решены.