"Закрываться или "ложиться" под мощную промышленную структуру"

так оценивает перспективы региональных машиностроительных предприятий Геннадий Торопов , генеральный директор ОАО "Тюменский завод медицинского оборудования и инструментов", вице-президент Ассоциации машиностроительных предприятий Тюменской области

- Геннадий Васильевич, как вы охарактеризуете ситуацию в машиностроении области?


Геннадий Торопов

- Как неоднозначную и тревожную. Усиливается конкуренция в борьбе за поставки нефтяникам. Администрации соседних субъектов стимулируют своих машиностроителей, предоставляют различные льготы для тех, кто войдет в эту нишу. В итоге 10 - 20 тюменских заводов рискуют потерять заказчиков, особенно те, кто выполняет штучную работу. Выбор невелик: либо закрываться и продавать активы с молотка, либо "ложиться" под мощную структуру, входить на правах младшего партнера в крупные промышленные холдинги. Прецеденты, когда собственниками тюменского завода с заказами, сырьем, обороткой становились нижневартовцы или свердловчане, уже есть. Так легче. Самостоятельно перевооружиться, а тем более переориентировать производство, вряд ли кому-то удастся. Порог выхода на выпуск другой продукции высок. Внутренний рынок поделен, внешний - закрыт.

- Парадокс, но в области стабильную работу показывают предприятия, далекие от нефтяного машиностроения. Чем это объяснить?

- Тюменские машиностроители оказались от соседей-нефтяников на значительно большем удалении, чем кажется по географической карте. И дело даже не в том, что торговые дома нефтяных компаний расположены в Москве. Нефтяные компании поднялись до таких высот ведения бизнеса, что не видят принципиальной разницы между приобретением продукции на родине и за рубежом. В силу сложившейся схемы движения денежной массы последнее для них наиболее предпочтительно.

- Может быть, в таком случае стоит допустить экспансию иностранцев на российскую территорию? Пусть они покупают здесь заводы.

- Смотря для какой цели. Представьте компанию, владеющую половиной мирового рынка какого-либо серийного продукта. Чтобы увеличить свою долю, ей нужно устранить или взять под контроль российского конкурента. Допустим, для покупки завода нужно 20 млн долларов. А дальше два варианта: либо наладить производство, либо закрыть завод. Смотря что выгодней. государство должно проникнуться заботами инвестора, придать его устремлениям миролюбивый характер.

Нефтяники здесь ни при чем: выровняются цены - сотрудничество с отечественным производителем войдет в приоритет. И никакой откат не поможет.

Наши машиностроители и сами способны к экспансии. Мы, например, до недавнего времени не торопились выходить за пределы российского рынка, растили мускулы. А сейчас, помимо завода в Тюмени, у нас три производства в других регионах России, четвертое вскоре откроем на Украине. Кроме трети российского рынка шприцев мы контролируем 70% казахстанского.

- Ассоциация машиностроителей принимает деятельное участие в выработке региональной промышленной политики, в подготовке предложений правительству. В чем их суть?

- В выработке равных условий для производства отечественного, аналогичного импортному, продукта. Меры достижения паритета нами четко установлены, все предложения конкретны: одни касаются квот на ввоз продукции из-за рубежа, другие - снижения таможенных пошлин на импорт техоснастки и станков. Большой пакет по налоговому регулированию: в частности, мы утверждаем, что на средства производства больше влияет налог на прибыль и единый социальный налог и предлагаем свои расчеты их снижения. В общем, все просто, Америку не открыли.

- Ответ из Минфина уже получен? Какова реакция?

- Говорят: нецелесообразно. Видимо, не достает пока в нашем правительстве волевых и здравомыслящих людей.