Тонкий расчет

Даниил Гольц
14 июля 2003, 00:00
  Урал

Благодаря новым технологиям и стандартам качества обслуживания региональные банки удержали свою долю рынка расчетов. Теперь эффективная модель бизнеса нужна им в сфере кредитования

Война московских и региональных банков за обслуживание расчетных счетов предприятий утратила былой накал: вопреки прогнозам, местные банки сохранили эту нишу за собой. Конкурентная борьба на клиентском рынке переместилась из сферы расчетно-кассового обслуживания в область кредитования. Кроме того, сформировался и набирает силу сектор обслуживания платежей населения за услуги частным и муниципальным предприятиям. Снижение плотности конкуренции на рынке расчетов позволяет сохранять стабильные цены и повышать качество обслуживания.

Смена приоритетов

Характер конкуренции на рынке расчетно-кассового обслуживания существенно изменился. Если в конце 90-х кредитование было для многих банков способом привлечь клиента на расчетное обслуживание, то сейчас ситуация все чаще обратная. Линия фронта в захвате рынка, по отзывам сотрудников филиалов московских банков, прочно переместилась в сферу кредитования. Перевод оборотов и экспортных контрактов теперь рассматривается только как дополнительное средство обеспечения возвратности кредитов и повышения рентабельности обслуживания заемщиков.

Остатки на расчетных счетах предприятий - приз, за который с начала существования и до недавнего времени упорно боролись банки, - потеряли былую привлекательность. Причин несколько. Снизилась доходность рынка РКО. Объемы расчетных счетов теперь уже не демонстрируют роста. Региональный рынок в части остатков на расчетных счетах стабилизировался и переживает лишь конъюнктурные колебания. Размещать короткие деньги по выгодным ставкам все сложнее: межбанковская ставка, рассчитываемая ЦБ РФ как средневзвешенная по однодневным межбанковским кредитам, снизилась с января по июнь 2003 года в разы. Усилия теперь выгоднее прилагать на другом направлении: кредитные вложения в Уральском регионе уверенно растут. Простое сопоставление динамики двух показателей - объемов кредитов и остатков средств на счетах предприятий - говорит о том, что кредитный рынок однозначно перспективнее.

Возможности местных банков в расчетах хорошо поддерживает и сохранившаяся, опять же вопреки прогнозам, филиальная сеть. В целом соотношение филиальных сетей иногородних и местных банков не претерпело кардинальных изменений.

Однако главное, что сделало ситуацию стабильной - постоянное стремление региональных банков инвестировать в создание высококонкурентных технологий для расчетно-кассового обслуживания. Именно на отсутствие передовых технологий и, как следствие, высокую себестоимость операций указывали как на одну из объективных причин ухода региональных банков с рынка. Ныне прогресс в банковских технологиях налицо.

Победа высоких технологий

Конечно, немалую роль в обеспечении системы платежей сыграли расчетно-кассовые центры ЦБ РФ, обеспечившие банкам вне зависимости от их размера недорогое проведение межбанковских платежей, в том числе день в день. Но и сами банки не стояли на месте. Интернет-банк стал привычной услугой. Из 20 банков Уральского региона, крупнейших по остаткам на счетах клиентов, все имеют систему удаленного доступа к счету, 60% - минимум две системы, а некоторые - три-четыре. Система клиент-банк уже традиционно обязательна. Кроме того, возможны интернет-банк, интернет-трейдинг, телебанк. В совокупности с внутрибанковскими технологиями безбумажной обработки платежных документов системы дистанционного банковского обслуживания реально снижают себестоимость операций и делают расчетное обслуживание вполне рентабельным.

Однако на этом развитие не останавливается. Банки осознают важность информационного обслуживания, в результате появляются новые элементы электронного банковского сервиса. Широко распространилось понятие информационных каналов. Эта услуга в ряде случаев платная, что позволяет формировать новый, хоть и небольшой источник стабильного дохода. Банки автоматически уведомляют клиентов о поступлении денежных средств, предоставляют подробные и экспресс-выписки на электронную почту, факс и т.д. Зачастую системы интернет-банк, телефон-банк и клиент-банк одного и того же учреждения плохо согласуются друг с другом, но это - дело времени. Банкиры возлагают большие надежды на этот сектор и связывают его будущее с высокими технологиями. "Нельзя говорить о том, что эра технологических новшеств закончилась, - считает советник президента Банка 24.ру Борис Дьяконов. - Появляются новые технологии передачи данных, новые устройства. Даже в корпоративном сегменте работа с мобильных устройств может существенно повлиять на то, как банки ведут расчетный бизнес".

Новый сегмент обслуживания предприятий - прием платежей от населения за услуги - также формируется с применением новых технологий. Здесь борются различные по стоимости и техническим возможностям решения. Средством платежа выступают банковские карты, мобильные телефоны, интернет, есть проекты использования телевизионных сетей. Но все технологии остались бы только новым инструментарием, если бы не рост этого рынка, обусловленный увеличением тарифов на коммунальные услуги, распространением сотовой связи и т.п. Раньше большую часть доходов на этом рынке получал Сбербанк и почтовые учреждения, теперь коммерческие банки увеличивают свою долю. Обычно считается, что эти услуги банки развивают для розничного обслуживания. Но на практике оплачивают их предприятия - поставщики услуг, значит, они и есть настоящие клиенты. Потому банки и IT-компании наперебой предлагают им различные технологические решения. В целом приращение возможностей предприятий в сфере расчетов и качества сервиса налицо.

Мода на качество

В последние полгода позиционирование банков в сфере качества сервиса вышло на новый уровень. Если раньше для привлечения клиентов декларировался индивидуальный подход, то сегодня акцент делается на стандарты качества обслуживания. По словам начальника отдела маркетинга ОАО АКБ "Урал ФД" Дениса Голубцова, улучшение качества обслуживания способно повысить привлекательность традиционных банковских продуктов, и соперничество на этом направлении будет усиливаться.

Уральский регион уникален: здесь сразу несколько банков заявили о готовности сертифицировать системы управления качеством по международным стандартам ISO. Единичные факты внедрения международных стандартов качества в банках известны только в Москве. Может возникнуть ощущение, что это дань моде. Но тенденция курса на качество экономически объективна и обусловлена стадией развития рынка. Качественное обслуживание не столько помогает банку завоевать новых клиентов, сколько обеспечивает лояльность уже имеющихся, а согласно западным исследованиям, привлечение каждого нового клиента стоит столько же, сколько удержание пяти старых. Кроме того, обеспечивая в умах клиентов представление об обслуживании как о качественном, банки создают дополнительные барьеры для выхода на рынок новых игроков, а значит, тратят деньги на сохранение статус-кво. Немаловажно, что за качественный товар банки собираются брать соответствующие деньги: последние три года тарифы только растут и тенденции к их снижению нет.

Подведем итоги. Местным банкам удалось отстоять нишу обслуживания предприятий, не нуждающихся в больших объемах кредитования и эксклюзивных услугах. Сложившееся разделение труда и уровень тарифов многих устраивает. Однако для долгосрочного выживания региональные банки должны найти столь же эффективную модель бизнеса в сфере кредитования.