Рабы конъюнктуры

Ключевым фактором динамики уральского экспорта остается конъюнктура. Переломить ситуацию могут только прямые инвестиции иностранных компаний

Более чем 20-процентный рост уральского экспорта в 2002 году вновь обеспечили нефтегазовые компании. Но в отличие от 2001 года, когда остальные отрасли сокращали объемы внешней торговли, ситуация принципиально изменилась. Абсолютным лидером по приросту - 85% - стало машиностроение, почти на 40% больше вывезла продукции химическая отрасль, на 20% увеличила экспорт черная металлургия.

Изменилась и структура экспорта. Доля нефтяной и газовой промышленности выросла с 31 до 34%, машиностроения - с 7 до 10%. При этом существенно, с 16 до 12%, упала доля цветной металлургии.

Конъюнктурный пик не вечен

Макроэкономические причины роста экспорта - хорошая конъюнктура цен на нефть и черные металлы, а также успех экспорта вооружений. Именно благодаря этому нарастили экспорт лидеры рейтинга: Магнитка, Башнефтехим, Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО), Салаватнефтеоргсинтез. Впрочем, конъюнктурный фактор - отнюдь не всегда решающий: в цветной металлургии, где цены держались в среднем на низком уровне, основные игроки (УГМК, группа ВСМПО-Ависма) экспорт сократили, а более мелкие компании (Кыштымский медеэлектролитный, Уфалейникель) - нарастили.

Другая точка роста - увеличение экспорта продукции более глубоких переделов. Так, внешнеторговые показатели НК "Башнефть"сократились, Башнефтехима - существенно выросли. Наконец, усиливается интеграция предприятий в рамках холдингов: именно по этой причине выросли поставки за рубеж Южуралникеля (входит в стальную группу " Мечел", контролирующую также ряд компаний в Восточной Европе), УралАЗа (контролируется Руспромавто).

Впрочем, период конъюнктурного везения в ряде секторов заканчивается. Нефтяные цены, судя по динамике в текущем году и перспективам резкого наращивания экспорта нефти Ираком, не будут подниматься выше 20 - 25 долларов за баррель. Цены на черные и цветные металлы и их экспорт из-за стагнации в еврозоне, нестабильности в американской экономике, усиления конкуренции на азиатском рынке вследствие роста активности Китая будут снижаться, либо законсервируются. Крупнейшие экспортные контракты Уралвагонзавода (УВЗ) и Уфимского моторостроительного производственного объединения заключены в период активизации закупок вооружений и технологий Индией. Контракт УВЗ завершен, поэтому экспортные продажи завода уже по итогам 2003 года резко снизятся. Внешнеторговая активность УМПО также циклична, поскольку связана с поставками двигателей к самолетам Су-30 МКИ, производимым Индией по лицензии.

Макроэкономические причины роста уральского экспорта кроются в хорошей конъюнктуре. Спад конъюнктуры поставит под вопрос перспективы экспортных продаж

Удастся ли переломить конъюнктурный спад экспорта этим отраслям? Во многом это зависит от географической диверсификации зарубежных продаж и от того, насколько широка клиентская база уральских экспортеров.

Лидеры по устойчивости

Абсолютный лидер в этом плане - Магнитка. Она занимает первое место по всем показателям продаж: объему, географии, количеству контрагентов и поставок. Такая диверсификация делает это предприятие одним из самых устойчивых и в обозримой перспективе независимым от конъюнктуры. Близки к Магнитке Соли-камскбумпром (2-е место по географии экспорта, 3-е - по количеству контрагентов), Башнефтехим и Уралкалий. Среди компаний, резко увеличивших степень диверсификации зарубежных поставок, отметим также Белкамнефть, Удмуртгеологию, Геойлбент, Ураласбест, Первоуральский новотрубный завод, Ашинский и Златоустовский металлургические заводы.

К сожалению, высокая степень диверсификации экспорта характерна в основном для предприятий сырьевых отраслей. Машиностроители и оборонные предприятия поставляют продукцию, как правило, в ограниченное число развивающихся стран Азиатско-тихоокеанского региона. И хотя данных о географии, количестве контрагентов и поставок таких предприятий, как УВЗ, УМПО, ОКБ "Новатор", Уральский оптико-механический завод нет, легко догадаться, куда и кому поставляется львиная доля их продукции: это Индия и Китай, где контрагентами выступают соответствующие военные министерства. Изменить эту ситуацию в обозримой перспективе вряд ли получится.

Далекая перспектива

Особый интерес с точки зрения перспектив наращивания экспорта представляют новые участники рейтинга: Завод точных сплавов, Чепецкий механический завод, Раевский сахарный, Нефтекамский автозавод и ряд других. По сравнению с лидерами рейтинга их экспорт на один-два порядка меньше, но динамика роста продаж - сотни процентов. Значит, через нескольких лет часть этих предприятий вполне может приблизиться к лидерам.

Однако все эти заводы действуют давно. А вот новых, построенных под экспортные продажи, в рейтинге нет. Между тем именно здесь кроется основной потенциал для расширения экспорта (если не говорить в очередной раз о перспективах расширения экспорта продукции машиностроителей и оборонщиков, к слову, весьма туманных). Общеизвестно: китайский экспорт поднялся за счет размещения западными компаниями на территории этой страны экспортно-ориентированных производств. На Урале по такой схеме практически никто не работает, большинство находящихся в стадии реализации и уже реализованных инвестиционных проектов - проекты российских компаний, ориентированные на внутренний рынок. Но наши компании недостаточно сильны, чтобы выдержать конкуренцию на внешнем рынке. Впрочем, "ростки" будущих изменений есть: германская фирма "Rutgers AG" инвестировала средства в восстановление и расширение производства ортокрезола на мощностях Уральской химической компании (весь продукт планируется экспортировать); американцы вкладываются в завод по производству ортопедической продукции в Снежинске, продукция которого будет поставляться в основном в Штаты. Есть примеры и более крупных успешных проектов, правда, вне Урала - Борский стекольный завод, деревообрабатывающие производства в Северо-Западном регионе и ряд других.

В целом можно констатировать: до тех пор, пока иностранный капитал не начнет реально инвестировать в Россию, структура уральского экпорта серьезно не изменится.

Довесок в 21 миллиард

Говоря об уральском экспорте, нельзя пропустить и такой важный блок, как экспорт общероссийских компаний, имеющих производство на территории региона - это львиная часть нефтянки, газовой промышленности, металлургии. Его динамика не позволяет делать каких-либо серьезных выводов (см. методику). А вот структура говорит о многом: при 6,5 млрд долларов экспорта собственно уральских компаний 21 млрд долларов экспорта с территории Уральского региона осуществляется юридическими лицами, которые входят в холдинговые структуры с "головой" в других регионах страны (прежде всего в Москве).