В екатеринбургском Музее архитектуры и градостроительства открылась персональная выставка Вячеслава Старцева, автора официального герба Свердловской области и неофициального - Челябинской. В экспозиции "Энергия вечности" представлено его разнообразное творчество, от плакатов
советских лет до современных работ в смешанной технике. А вот "гербовая" тема эксклюзивна: геральдист пока профессия редкая. Хотя все более востребованная.
Когда-то Большой герб Российской империи включал около 60 гербов губерний. Сегодня многие крупные населенные пункты также стремятся обзавестись собственной символикой. Но с осуществлением "символического" права пока не все гладко. Два года назад страсти кипели, например, в Челябинской области. Был объявлен конкурс, на который подали более полусотни проектов. По решению специального жюри победителем стал геральдист из Екатеринбурга Вячеслав Старцев, к тому времени уже автор легитимного герба Свердловской области. Однако челябинские власти предпочли иной герб, коллективного авторства. Не вдаваясь в политические причины странного решения ("столичность" Екатеринбурга вызывает ревность Челябинска и не исключено, что именно поэтому там предпочли обойтись без услуг соседа), из этой гербовой истории можно сделать два вывода. Во-первых, мнение специалистов для чиновников не имеет решающего значения, и неясно, для чего вообще проводятся подобные конкурсы. Во-вторых, целый пласт культуры - геральдический - почти утрачен.
"Геральдика имеет собственный язык, который когда-то был легко понимаем россиянами, сегодня же в нем не силен даже узкий круг специалистов", - говорит Старцев. Зато сильны предубеждения. Красный цвет для нескольких поколений - устойчивая примета большевизма, хотя геральдика дает ему более глубокое и разнообразное толкование: сила, мужество, храбрость, любовь. Зеленый у многих вызывает ассоциации с мусульманством, но по законам геральдики означает весну, молодость, богатство природы и расцвет жизни. Животные и деревья, использующиеся в гербах, цвет и знаки, расположение лент, короны - все несет глубокий смысл, большинству населения страны неведомый. Поэтому изображение на гербе, пусть наполненное множественным смыслом, но идущее вразрез с житейской логикой, вызывает массовое недоумение. Так случилось с верблюдом - центральной фигурой утвержденного челябинского герба. Теперь корабль пустыни гордо реет над лесными, озерными и степными просторами Челябинской области. Слишком далека геральдика от народа...
Официальный герб Челябинской области. Два верблюжьих горба означают Уральские горы, верблюд - символ благородства, выносливости, умеренности, мудрости и терпения. Стена - обозначение Великого шелкового пути, который местами проходил по территории Южного Урала
Но Вячеслав Старцев убежден: расцвет геральдики грядет. И обусловлен он будет "частнособственническим" интересом. Гербы и возникли как персональные знаки (в крестовых походах рыцарям, закованным в латы и похожим друг на друга, требовался знак отличия). В современном мире, оставаясь способом выделиться, они утратили свойства инструмента классовой дифференциации общества. В России право на собственный герб имеет по закону любой гражданин страны, независимо от социального статуса: и бывший дворянин, ныне заседающий в Госдуме, и "безродная" продавщица мороженого. (Закон действует около десяти лет. Мы запоздали: многие страны приняли подобные законы вскоре после второй мировой войны.) Ограничения существуют лишь по содержанию. Фамильные гербы, к примеру, не могут иметь изображение короны: это признак государственности.
Челябинская область стала "родиной верблюдов" по политическим причинам. Герб тут же обрел народное толкование: "Верблюд" - это народ, который работает, а есть-пить не просит
Первые признаки "геральдизации" страны уже появились. К Вячеславу Старцеву обращалось несколько крупных предпринимателей: хотим фамильный герб, чтоб и на машине, и на двери в спальню, и на каждой ручке в доме. Все больше организаций и учреждений хотят иметь собственный герб, его уже завели, к примеру, Уральская лесотехническая академия и фирма "Металл". Иногда геральдические символы разрабатывают даже для отдельных мероприятий: Уральская выставка вооружений вполне могла бы иметь постоянный герб. Художник-оптимист представляет: лет через десять город (тем более пригород) будет весь украшен гербами разных семейств и фирм.
Герб - победитель челябинского конкурса. В центре композиции - семаргл, существо из пантеона языческих божеств, сохранившееся и в христианской символике: туловище льва, голова собаки, крылья птицы, чешуя рыбы, означает единение трех стихий, а также полет мысли и фантазии. Символ порядка, гармонии и устойчивости. Впервые использовался в символике Урала еще Василием Татищевым
Жаль, художник не удовлетворил мое естественное любопытство и не рассказал, кто из предпринимателей уже обзавелся гербом. Зато показал, как он составляется: "На основе истории фамилии (приходится покопаться в родословной), профессиональной деятельности, жизненных принципов человека, его целей". И моментально набросал структуру и блазон (словесное описание) герба лично для меня: в основе - сочетание признаков фамильных и профессиональных, "400 лет Дома Романовых" в соединении с журналистским девизом "ни дня без строчки"...