Рустэм Марданов: "Долгосрочные кредиты идут в промышленность тогда, когда предприятия готовы их брать"

Виктор Белимов
18 августа 2003, 00:00
  Урал

Председатель Национального банка Башкортостана о принципах взаимоотношений финансовых организаций с промышленными предприятиями и об участии банков в реализации промышленной политики республики

- Какова степень участия банков республики и в частности Национального банка в осуществлении проектов, направленных на реализацию промышленного потенциала и модернизацию ключевых отраслей промышленности?


Рустэм Марданов

- Участие это весьма активное и проявляется преимущественно в кредитовании различных отраслей промышленности. За январь - июнь 2003 года кредитные организации, в том числе филиалы внерегиональных банков, зарегистрированные на территории республики, выдали промышленным предприятиям кредитов на 31,5 млрд рублей (это на 59,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). При этом удельный вес кредитов, направленных в промышленность, в общем объеме кредитов, полученных реальным сектором экономики, составил на 1 июля 40,3%. К наиболее крупным инвестиционным проектам, кредитуемым банками, относятся строительство ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"установки по производству этилбензола-стирола, сооружение водохранилища на реке Белой в Кугарчинском районе, которое ведет ООО "Юмагузинское водохранилище", строительство ОАО "Полиэф"первого пускового комплекса в Благовещенске.

Национальный банк Республики Башкортостан стремится создавать условия для роста инвестиционной активности ключевых отраслей промышленности в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития региона, например, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года". Кроме того, Национальный банк регулярно выходит к органам государственной власти республики с инициативами, направленными на выработку дополнительных мер для реализации инвестиционных проектов. Вот ряд наших предложений: повышение эффективности мероприятий, направленных на реформирование предприятий; формирование механизма предоставления поручительств и гарантий правительства республики на привлекаемые кредиты; образование залогового фонда РБ, имущество которого могло бы использоваться в качестве обеспечения по кредитам; создание регионального кредитного бюро.

- Как выстраиваются отношения финансовых учреждений с промышленными группами республики?

- Как и везде, отношения кредитных организаций с отдельными предприятиями и промышленными группами строятся на рыночных принципах и в рамках установленных правил, позволяющих банкам сохранить привлеченные средства. Понимая сущность проблем, препятствующих эффективному взаимодействию банковского и реального секторов экономики, Национальный банк регулярно вносит в органы государственной власти республики предложения, которые могли бы способствовать их решению. В частности, мы убеждены, что основной путь активизации взаимодействия банковского и реального секторов экономики в республике - это стимулирование поэтапного процесса финансового оздоровления реального сектора экономики. Как? Через внутренние преобразования на проблемных предприятиях, целью которых должно стать повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня производительности труда, снижение издержек производства. Надо четко осознавать: увеличение объемов долгосрочного кредитования возможно только в том случае, если сами предприятия будут готовы заимствовать денежные средства на рыночных условиях. Реальный путь к этому - финансовое оздоровление объектов промышленности, вывод с рынка предприятий-банкротов.

- Какая тенденция характерна для Башкортостана в части кредитования банками промышленных предприятий?

- Объем кредитов, выдаваемых промышленности республиканскими банками, растет. Общий объем кредитных вложений в промышленность на 1 июля 2003 года составил 16,2 млрд руб. (темпы роста к соответствующему периоду 2002 года - 146,4%). В разрезе отраслей промышленности наибольший объем остатков кредитных вложений имели топливно-энергетический комплекс и машиностроение - 3,6 млрд руб. (22,2% от объема кредитных вложений в промышленность) и 3,3 млрд руб. (20,3%) соответственно. При этом сохраняется негативная тенденция снижения удельного веса долгосрочных кредитов в общем объеме кредитных вложений банков в промышленность: доля кредитов со сроком погашения свыше года существенно снизилась - с 18,3% на 1 июля 2002 года до 6,1% на 1 июля 2003-го.

Другое направление вложения денежных средств в реальную экономику - проектное финансирование. Основным инвестором этих проектов на протяжении последних лет является республиканский бюджет, хотя доля бюджетных средств в общем объеме выданных кредитов экономике сокращается из года в год при одновременном увеличении доли кредитов банков. За первое полугодие 2003 года фактически профинансировано 227 инвестиционных проектов на общую сумму 1795,1 млн руб. (против 155 проектов на сумму 2628,0 млн руб. за соответствующий период прошлого года). Основная часть инвестиционных проектов (65,2% по сумме) осуществляется с привлечением бюджетных средств, за счет кредитов банков профинансировано 29,5% от общей суммы. Отмечу, что в условиях структурной перестройки экономики республики и недостаточности долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций активное участие средств республиканского бюджета в проектном финансировании ключевых отраслей промышленности играло решающую роль в росте промышленного производства и способствовало повышению инвестиционного потенциала республики. Кроме кредитования, банки предоставляют дополнительные услуги, позволяющие их клиентам привлечь средства для обновления основных фондов. Наиболее востребованы среди них - содействие в выпуске облигаций предприятий, а также лизинг машин и оборудования.

- Как бы вы оценили меры, предпринимаемые промышленными предприятиями Башкортостана для формирования инвестиционной привлекательности, насколько тщательно прорабатываются ими инвестиционные проекты?

- В настоящее время в реестре реформируемых предприятий, созданном по решению кабинета министров Республики, находятся 124 предприятия реального сектора экономики. Отрадно, что в процессе разработки и реализации планов реформирования заметно растут квалификация команды управленцев и уровень подготовки инвестиционных проектов. Это оказывает положительное влияние на взаимодействие предприятий с кредитными организациями: в общем количестве инвестиционных проектов, которые предприятия предоставляют на рассмотрение банкам, увеличивается доля принимаемых к финансированию (69,2% за I полугодие 2003 года против 63% за 2002 год).

Еще одним механизмом повышения инвестиционной привлекательности предприятий является программа Банка России "Мониторинг предприятий", осуществляемая на территории республики Национальным банком. В Башкортостане к мониторингу привлечено свыше 400 предприятий. Основная цель программы - повышение информационной открытости предприятий и создание на этой основе условий для увеличения объемов их кредитования. Кроме того, аналитические материалы, представляемые по результатам мониторинга, позволяют предприятию реально оценить свою позицию на региональном рынке, определить приоритетные направления финансовых потоков, выявить узкие места в производственно-хозяйственной деятельности и сформировать стратегию развития на будущее.

- Будучи первым заместителем министра экономики Башкортостана, вы не раз заявляли о том, что государство должно оказывать помощь предприятиям в их реструктуризации. В чем эта помощь может выражаться сегодня, какой должна быть степень участия государства, какие существуют схемы совместного взаимодействия государства и промышленных предприятий в реализации программы реструктуризации?

В нынешних условиях нужно искать новые пути повышения эффективности процессов реформирования, в том числе путем обеспечения комплексности решения всего круга вопросов финансового оздоровления и банкротства проблемных предприятий. С этой целью можно было бы подумать о создании специальной государственной корпорации, действующей на принципах, сходных с работой государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", и осуществляющей от имени государства весь комплекс функций по реструктуризации и реформированию предприятий реального сектора экономики. Создание такого института, по нашему мнению, могло бы повысить эффективность решения проблем в финансовой сфере и способствовало бы более активному участию банковской системы в инвестиционных процессах. Для достижения этих целей корпорация могла бы участвовать в разработке и реализации программ, предусматривающих мероприятия по реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, непосредственно осуществлять их реформирование. Важной задачей корпорации могло бы стать создание и обеспечение функционирования рыночного саморегулируемого механизма смены неэффективных собственников на проблемных предприятиях. Такой механизм позволил бы корпорации привлечь необходимые финансовые средства реформирования предприятий и участвовать в формировании органов управления реформируемых предприятий в установленном законодательством порядке. Это, на наш взгляд, позволило бы минимизировать государственные расходы на реструктуризацию предприятий, обеспечить открытость и прозрачность реформирования и единство подходов к его осуществлению.