- Александр Александрович, 1 августа в украинском городе Смела состоялось открытие дочернего предприятия Тюменского завода медоборудования. По каким причинам вы выбрали именно Украину?
Александр Карбин
- Прежде всего потому, что это необъятный рынок сбыта. Там на компактной территории проживает свыше 50 млн потенциальных потребителей нашей продукции, а по огромной России "размазано" чуть более 140 миллионов.
- Трудно было войти на украинский рынок?
- Дольше раздумывали. Украинцы обхаживали нас три года, прежде чем мы решились на совместный проект. В то время нам было не до зарубежных вложений: сохранить бы место под солнцем у себя дома. В Россию с боем рвались поддерживаемые нашим правительством иностранцы, предлагавшие свои шприцы по демпинговым ценам. Тогда мы запустили заводы в Костроме и Самаре, подняли с колен предприятия в Липецкой и Нижегородской областях. Значительно расширили производство в самой Тюмени, освоив выпуск ранее закупаемых за границей полимерных материалов для упаковки одноразовых медицинских инструментов. И только в прошлом году мы дали украинским партнерам согласие на совместные действия. Украинская сторона передала нам здания остановившегося оборонного завода в Смеле (этот вклад оценен в 34% уставного капитала), а мы поставили современное оборудование на 2 млн долларов, вложив часть собственной прибыли.
- Значит, в Украине вас встретили с распростертыми объятиями...
- Да по-разному. Американцы, присутствующие на украинском рынке, немало палок в колеса понаставили. Они лоббировали свои интересы в тамошнем правительстве. Элементарно испугались конкуренции. Дело в том, что медицинские инструменты в Украине значительно дороже, чем в России: сказываются более дорогие энергоресурсы. Но даже не это главное. Цены во многом искусственно завышены из-за отсутствия этой самой конкуренции. Пришлось изрядно помучиться, прежде чем мы собрали все разрешительные подписи. Чем могли помогали губернатор Черкасской области и посол России в Украине Виктор Черномырдин .
- Как далеко простираются амбиции завода на украинском рынке?
- Мы запустили первую очередь на 5 млн одноразовых шприцев в месяц. К следующему лету доведем мощности до 124 млн шприцев в год. Это почти четверть украинского рынка. Сегодня "незалежна держава" свыше 50% одноразового инструментария завозит из-за рубежа. Поэтому в более отдаленной перспективе планируем выйти на 30 млн шприцев в месяц.
- Где легче построить завод - в России или Украине? Судя по лоббистскому усердию американцев, без коррупционных намерений не обошлось...
- Ни одно начинание не обходится без коррупции и в России. Хотя в Украине ее уровень, пожалуй, повыше. Но открытие завода в Украине дает нам ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, там нет налога на имущество. Во-вторых, служба занятости в течение года выплачивает рабочим зарплату (а мы создаем 150 новых мест). И самое главное - создавая производство внутри страны, мы избавляем себя от постоянной головной боли прохождения таможенных формальностей при экспорте нашей продукции.
- По заверениям правительств четырех государств, уже в следующем году головных болей будет меньше: должна заработать зона свободной торговли. Идет подготовка к заключению таможенного союза, созданию межгосударственной комиссии по торговле и тарифам, иных структур.
- Это и настораживает. Чем больше различных структур, тем сложнее работать. Каждый новоиспеченный чиновник думает прежде всего о том, как бы на свой кусок хлеба намазать масло потолще. Наши президенты должны показать народу, насколько каждый из них силен в своем государстве. Те барьеры, что нагромоздили вокруг себя новоявленные княжества, мешают поднимать нашу общую экономику. За десятилетия совместной жизни мы буквально переплелись интеграционными связями, инфраструктурой. И в одиночку из пропасти нам не выбраться.
Вступление в ВТО постсоветских государств далеко не самое лучшее предложение. Нельзя в одночасье догнать по техническому уровню Америку, когда тебя 70 лет держали за колючей проволокой. Вступив в ВТО, Россия превратится в сырьевой придаток Запада, а машиностроительный комплекс будет окончательно загублен. Гораздо актуальнее открытие экономических границ между бывшими союзными республиками, внутри СНГ. Создание собственного ВТО позволило бы всем нам подняться на более высокую ступень экономического развития.