Не за соцстрах, а за совесть

Максим Стародубцев
8 сентября 2003, 00:00
  Урал

Разадминистрирование системы социального страхования резко увеличит инвестиционную привлекательность рынка услуг "для человека" и его инновационную составляющую

Обратим внимание читателя на два события прошедшего лета, значимые для уральской экономики: помпезный пуск завода медицинских растворов в Новоуральске Свердловской области и тихое приобретение Романом Абрамовичем химико-фармацевтического завода "ICN-Полифарм" (производит пенталгин и другие таблетированные медпрепараты) - в Челябинской. Учитывая потрясающий деловой нюх нового владельца лондонского футбольного клуба "Челси", внимание к последней сделке должно быть особым: это не случайный эпизод, а проявление тенденции. Тенденция эта - всемирный рост инвестиционной привлекательности отраслей экономики, непосредственно ориентированных на качество жизни человека. К сожалению, в России она только начинает себя обнаруживать. Стране еще предстоит открыть мощный инновационный потенциал рыночной организации сферы социальных услуг.

Генеральная задача

Экономические приоритеты умудренной опытом Европы гораздо ближе к простой человеческой биологии, "головной боли" или проблемам от "воли чувств". Рыночная свобода выбора гражданина - куда пойти учиться, лечиться и т.д. - обостряет конкуренцию между производителями соответствующих товаров и услуг, что неотвратимо толкает последних на инвестиции в инновационные разработки для предоставления потребителю продукта максимального качества по оптимальной цене.

Вот и для нашей страны с ее колоссальным ТЭКом принципиальным решением должен стать отказ от наследства советской индустриализации и переход к "новой экономической политике". Как и в начале 20-х годов прошлого столетия, базовый рецепт один - перенос инвестиционной активности, только теперь уже из благополучных сырьевых отраслей в "человеческие" - сферу оказания социальных услуг.

Инвестиции в образование, медицину предохранят фондовый рынок от "инвестиционного навеса", неизбежного кризиса фондовой ликвидности. В конце концов, пусть уж лучше деньги сгорят в науке, нежели на падении индекса NASDAQ. Таким образом, конечную цель налоговой реформы (и, соответственно, системы финансирования социальной сферы) можно сформулировать как создание полноценного сектора потребительского рынка - рынка социальных услуг. В отечественных условиях это рынок высокой инвестиционной и инновационной емкости.

Условно свободный

Решение социальных вопросов как важнейшая функция бизнеса у нас катастрофически недооценено. Организация производства внутреннего валового продукта, направленного на удовлетворение потребностей населения, включая инфраструктуру индустрии качества биологической жизни, - на нуле.

Наглядная иллюстрация - судьба закона о медицинском страховании. Закон принят еще в 1991 году и предназначен для внедрения рыночных принципов организации социальной защиты. Реализация этих принципов на практике оказалась направлена либо на выхолащивание духа закона, либо на приспособление его к корпоративным нуждам. Бесспорное и конституционное право граждан свободно выбирать страховую компанию, закрепленное в законе (что и формирует максимально доступный и демократичный рынок), замалчивается. Практикуется "закрепление застрахованных" за страховыми компаниями по производственному или территориальному принципу. Для системы здравоохранения народ оказался объектом извлечения прибыли, не защищенным из-за отсутствия независимой системы контроля качества обслуживания.

Большинство игроков рынка стремятся не столько к удовлетворению потребностей населения, сколько к преференциям, получаемым в виде государственного (бюджетного) заказа от администраций в лице управлений здравоохранения через территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и аффилированные с чиновничьими структурами страховые компании. Как опытный врач всегда навяжет пациенту свое мнение о соотношении стоимости и качества предоставляемых им услуг, так и местный социальный начальник направит основные объемы финансирования в наиболее близкие ему сферы, умело обоснуя их приоритет. И пока сохраняется этот нерегламентированный порядок, любому отечественному производителю куда выгоднее лоббировать госзаказ, нежели производить естественным образом востребованную продукцию, конкурентную по соотношению цены и качества.

Вследствие административной зависимости, инерционности и неконкурентоспособности, поддерживающих друг друга, открытый рынок отечественной наукоемкой медицинской продукции практически отсутствует. При надвигающейся экономической глобализации подобная стратегия обрекает национальную фармацевтику на субподряд третьего уровня от зарубежных работодателей. И это еще в лучшем случае.

Олигополия - не рынок

Глава Пенсионного фонда РФ (ПФ) Михаил Зурабов уже оценил перспективность дополнительного (добровольного) медицинского страхования (ДМС) пожилых людей. Он отводит ПФ роль самостоятельного рыночного субъекта. Источниками финансирования Зурабов видит накопившиеся пени российских предприятий по отчислениям в ПФ, а в перспективе, по-видимому, и пенсионные накопления граждан.

Однако поведение Зурабова, с нашей точки зрения, весьма похоже на лоббирование интересов конкретных структур. Показательна ситуация, сложившаяся в Нижегородской области. Ранее в системе обязательного медстрахования там работал только местный ТФОМС (то есть государство в лице региональных властей), страховых компаний не было. Теперь же, с "привлечением средств из Пенсионного фонда", к страхованию волжан приступят Газпроммедстрах, РОСНО и МАКС. Выбор компаний-страховщиков фактически продиктован ПФ. Это, может быть, и разгосударствление, но все же никак не свободный рынок, а замена монополии на олигополию.

Интерес крупного бизнеса к рынку социальных услуг вызван не столько гуманными намерениями, сколько потребностями в корпоративных инвестиционных ресурсах и административном влиянии. Неслучайно бизнес настаивает на обособлении от базового, обязательного медстрахования: очевидно стремление закольцевать корпоративные финансовые потоки. На самом деле, это противоречит личностным интересам рядовых работников корпораций. (Вспомните хотя бы пресловутый Enron и пенсионный фонд его имени, ухнувший в тартарары со всей компанией.) Ясно, что такой путь для нас неприемлем.

Доверьте гражданину

Если отвлечься от субъективного интереса чиновников и аффилированных с ними предпринимательских кругов к заботам о народонаселении, то "паровоз" - способ поставить отрасль социальных услуг на принципиально рыночные рельсы и обеспечить приток инвестиций - изобретать не нужно. Ключевым фактором реализации рыночных принципов в социальной сфере должна стать система целевых индивидуальных накопительных счетов с равными стартовыми условиями. Наделение гражданина реальным правом выбора страховой компании, проявление его личной инвестиционной активности позволит независимым операторам (негосударственным пенсионным фондам, компаниям, занимающимся дополнительным медицинским страхованием, структурам в ЖКХ) выступать в качестве инвестиционных институтов, заинтересованных в венчурном финансировании, участвовать в развитии промышленности, ориентированной на повседневные потребности человека, в конечном счете - повышать качество жизни людей.

Наделение гражданина реальным правом выбора страховой компании позволит независимым операторам выступать в качестве инвестиционных институтов, заинтересованных в венчурном финансировании, в конечном счете - повышать качество обслуживания клиентов и, следовательно, качество жизни людей

Обязательное условие внедрения такой практики - система тарификации оказания услуг, включающая весь комплекс расходов и норму прибыли. В медицине, например, в зависимости от специфики учреждения (состояния основных фондов, количества обслуживающегося населения и т.д.) тарифы могут корректироваться с помощью специальных коэффициентов. Основным способом извлечения прибыли субъектами рынка станет снижение издержек, повышение эффективности персонала и оборудования. При этом обязательное медицинское страхование должно сконцентрироваться на оказании базовых и неотложных медицинских услуг. Таким образом, с одной стороны, удастся сохранить социально важные объекты в населенных пунктах, удаленных от крупных промышленных центров (что не гарантировано при "диком" рынке), с другой - соцучреждения смогут от унылого попрошайничества перейти к самостоятельному зарабатыванию средств.

На какие шиши

Источником пополнения индивидуальных лицевых счетов может стать новая схема расщепления единого социального налога (безусловно, при жесткой увязке образующихся на лицевых счетах средств с объектом финансирования, то есть конкретным видом социальной услуги). Использование единого социального налога в качестве источника финансирования системы ДМС расширит рынок до всего населения независимо от имущественного или правового положения рядовых субъектов потребления, создаст наиболее свободный спрос на предоставляемые услуги. Это условие, кстати, выступит и предпосылкой для возникновения реальной политической демократии, действенным инструментом административной реформы.

На тех же принципах лицевых счетов, связанных с безналичным социальным расходованием, может строиться и распределение ренты от сверхдоходов сырьевых отраслей. Тогда не только решается проблема "стерилизации избыточных сырьевых доходов", о которой печется советник президента Андрей Илларионов, но и обеспечивается наполнение социального рынка финансированием, адекватным реальным затратам и инвестиционным потребностям этой сферы.

В итоге реформа социальной защиты должна обеспечить гражданам определенный социальный пакет, предусматривающий для каждой категории потребителей свой объем гарантий. Например, для молодежи - комплекс образовательных услуг, для пенсионеров - медицинских. Возможно, в такой ситуации уменьшится обналиченная часть пенсионных накоплений. Не исключено, что это будет как раз та часть, которую граждане и без того направляют в виде взяток в медицинские учреждения.