За первые полгода работы системы электронной бухгалтерской отчетности лишь 600 из десятков тысяч предприятий Свердловской области выбрали безбумажную форму общения с налоговой инспекцией, сообщил руководитель Управления областного Управления МНС РФ Дмитрий Брызгалов на пресс-конференции в агентстве "Интерфакс". Предприниматели не спешат воспользоваться декларированными преимуществами системы - оперативностью и конфиденциальностью передачи налоговикам бухгалтерских отчетов.
В связке налогоплательщик - инспекция появляется дополнительное звено. Это специализированный оператор связи, подтверждающий каждый шаг документооборота, своего рода свидетель того, что отчет (зашифрованный файл, заверенный электронной подписью налогоплательщика) доставлен по адресу, и гарантирующий безопасность на случай "взлома" перехваченного в интернете документа. Естественно, подобные услуги не бесплатны: предприятие-налогоплательщик перечисляет спецоператору регистрационный взнос (около 4 тыс. рублей) и ежегодную абонентскую плату. На этом расходы налогоплательщика не кончаются: он обязан купить пакет специальных шифровальных программ для бухгалтерии.
По мнению руководителя отдела защиты информации банка "Северная казна" Владислава Мяснянкина, затраты, не существенные для крупных компаний, отпугивают большинство потенциальных пользователей системы - мелкие и средние фирмы, индивидуальных предпринимателей.
Налоговики тоже признают недоработки. Евгений Филатов, руководитель отдела Свердловского областного УМНС РФ, сообщил, что из-за постоянно меняющегося налогового законодательства обновление базы форматов отчетностей на сервере спецоператора задерживается. По этой причине у бизнеса возникает масса проблем с заполнением форм, отсутствует возможность сверки документов.
Однако главная причина, по которой система безбумажного оборота остается в зачаточном состоянии, - инерционность мышления предпринимателя. По мнению Владислава Мяснянкина, "бухгалтер и руководитель больше доверяют бумаге с печатью. А ведь ее на самом деле подделать гораздо проще, нежели электронную подпись, на расшифровку кода которой теоретически может уйти до 20 лет".
Екатеринбург