Стартовавшая 1 сентября кампания декабрьских выборов в Го сударственную думу обещает быть богатой на политические альянсы и придумки политконсалтеров. Широкие перспективы для подобных упражнений открывает задача, поставленная Кремлем: создать в Думе устойчивое большинство. Оптимально, если оно будет конституционным. Для этого региональным отделениям "Единой России" (ЕР) велено обеспечить по 40% голосов избирателей, а так как надежда на это слабая, страхует единороссов Народная партия.
Однако речь идет вовсе не о том, чтобы в очередной раз переиграть Геннадия Зюганова и его партию. Похоже, решается более принципиальный вопрос: сможет ли крупный бизнес, отодвинув московских чиновников, легализовать влияние на политическую ситуацию в стране через оппозиционные партии - или российская бюрократия, опирающаяся на силовые структуры и воспринимающая бизнес только как дойную корову, сохранит монополию на регулирование правовых конструкций, финансовых и информационных потоков. С этой точки зрения атака на "ЮКОС" и изобретение эффективных схем размыва коммунистического электората - две стороны одного процесса. В данный момент нас интересует вторая.
Исследование предвыборных настроений южноуральцев, проведенное социологами челябинского филиала Уральской академии госслужбы по заказу консультационной компании "Советник" в августе этого года, дало интересные результаты: областной расклад сильно отличается от общероссийского.
На первом месте в обоих случаях находится "Единая Россия". Хотя региональный показатель ее популярности ниже общероссийского на 5,5%, все же 68% избирателей ЕР - это твердый, устойчивый в своем выборе электорат. На втором месте и в России, и в Челябинской области - КПРФ. Однако областной рейтинг партии столь же заметно, на 14%, ниже общероссийского. Среди ее избирателей окончательно определившихся - 83%.
В чем причина таких различий? Риторика компартии о необходимости восстановления СССР, курс на социальную справедливость и равенство отчетливо перекликаются с лозунгами Российской партии пенсионеров (РПП) - "Стратегия справедливости" и "Вернем себе Россию". Директор челябинского филиала Уральской академии госслужбы Сергей Зырянов считает: "Очевидная близость политических ценностей и почти абсолютная тождественность электоральных полей обеих партий привели к значительному перетоку голосов избирателей от КПРФ к РПП. Если объединить их голоса, то сумма в 22,9% как раз и даст тот показатель, который могло бы иметь региональное отделение КПРФ при отсутствии конкуренции со стороны РПП. Он близок к общероссийским данным".
Рейтинг регионального отделения РПП во главе с депутатом Госдумы Валерием Гартунгом значительно превосходит общероссийский, находящийся пока в границах статистической погрешности (1 - 2%). Очевидно, сказалась активная кампания продвижения идей законопроекта о ренте, внесенного Гартунгом в думу. В нем депутат предлагает изымать в качестве природной ренты сверхприбыли сырьевых компаний (в нефтянке, металлургии, электроэнергетике) и аккумулировать их в специальных фондах для распределения между гражданами.
Прочие партии находятся в обычных для старта избирательной кампании социологических нишах. Интересно, что в руководстве компартии, похоже, хорошо видят угрозу для себя в том случае, если РПП сможет заручиться серьезной поддержкой на федеральном уровне и ситуация, характерная пока лишь для одной области, спроецируется на всю страну. Не зря во время недавнего визита в Челябинск Геннадий Зюганов обрушился на Партию пенсионеров с весьма жесткой критикой (заявив, в частности, что создана она в Кремле, ее лидеров "дрессировали в Америке", а потом "выпустили обманывать пенсионеров, которым наплевали в душу") и даже нарвался по этому поводу на судебный иск. А местная коммунистическая пресса с тех пор величает сторонников РПП не иначе, как "власовцами, перекинувшимися в лагерь врага".
Москва, конечно, далека от ставки именно на РПП в деле разрушения коммунистического электората. Однако из этого не следует, что можно игнорировать политтехнологии, переводящие в прагматическую плоскость законодательной работы (закон о ренте, новое пенсионное законодательство) эксплуатируемую коммунистами в идеологических надобностях идею социальной справедливости. Эти технологии позволили отобрать у КПРФ половину ее электората в крупном индустриальном регионе. Челябинский опыт свидетельствует: работа с политическими и идейными запросами населения, реализация которых ранее считалась вотчиной и зоной влияния исключительно КПРФ, возможна. А потому в спешно формирующемся "новом левом" блоке "За социальную справедливость" (блок строится выходцами из спецслужб вокруг Владимира Кишенина, бывшего офицера ФАПСИ, а ныне владельца холдинга "ЛенРусинвест" и миллионера) важное место планируется отвести Партии пенсионеров. И сам этот блок выглядит перспективно на фоне разочарования Кремля в действиях и "Единой России", и "раскольника" Сергея Глазьева, создающего блок "Товарищ". В деле эффективного противостояния КПРФ в частности и в российской большой политике в целом сегодня очевидно востребованы новые лица и структуры.
Челябинск