Минус 14 с плюсом

Александр Непп
22 сентября 2003, 00:00
  Урал

В связи со снижением ставки единого социального налога экономику ожидают не только плюсы. Но их в конце концов будет больше, чем минусов

Экономика страны готовится к снижению с 2005 года ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6 до 26%. О таком намерении правительство заявило в апреле. Без потерь для экономики, особенно на первоначальном этапе, реформа ЕСН не обойдется. Но их с лихвой перекроют последствия - качественное улучшение жизни населения и подъем деловой активности.

Вычитали - веселились

Сегодня ЕСН составляет 35,6% от фонда оплаты труда. В Пенсионный фонд РФ перечисляется 28%: 14% - базовая часть пенсионных взносов, еще 14% - накопительная и страховая части, которые аккумулируются на индивидуальных счетах работников. При выведении из состава ЕСН последних 14% пенсионных взносов (что возможно в ходе пенсионной реформы) социальный налог формально может быть снижен до 21,6%. Но фактически к снижению налогового бремени это не приведет.

В противовес искусственному выведению пенсионных взносов из структуры ЕСН реальное снижение ставки налога может вызвать цепочку положительных последствий. Часть работодателей увеличит зарплату работникам за счет налоговой экономии - это повлечет за собой рост доходов населения и в конечном счете потребления. По предварительным оценкам, если весь объем налоговой экономии будет использован на увеличение зарплаты, совокупный спрос в стране вырастет на 990 млрд рублей в год. Эти деньги вызовут всплеск в торговле, сфере услуг и промышленности потребительских товаров. Далее: рост экономики повлечет за собой сокращение безработицы и дополнительный рост доходов населения. Это в свою очередь частично компенсирует потери бюджета от сокращения налоговых поступлений. И наконец, со снижением ставки ЕСН уровень налогообложения в России (в части налогов и сборов, начисляемых работодателями от фонда оплаты труда) станет одним из самых низких в Европе. А поскольку рабочая сила в России - одна из самых дешевых, можно утверждать, что снижение налогового бремени окажется дополнительным стимулом для иностранных инвестиций.

Посчитали - прослезились

Впрочем, оптимизм легко разбавляется очевидным негативом. Во-первых, несмотря на дешевизну российских рабочих рук, иностранные инвесторы не рвутся в Россию. По данным исследования, проведенного институтом экономики Германии (Кельн), Россия по уровню образованности населения занимает 18 - 26 место (по разным критериям) среди 28 исследованных стран Европы. А образование - одна из самых важных характеристик рабочей силы, так что дешевизна ее главным стимулом для иностранных инвесторов не станет.

Во-вторых, снижение ЕСН может вызвать падение поступлений от налога на прибыль, что негативно скажется на региональных бюджетах (о потерях федерального бюджета мы уже сказали). Дело в том, что согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ "выплаты в пользу работника не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном периоде". Другими словами, организация, вместо того чтобы производить выплаты работникам за счет себестоимости (при этом начисляя ЕСН - 35,6% от фонда оплаты труда), может делать это за счет нераспределенной прибыли (в этом случае платится налог на прибыль - 24%). Некоторые предприятия использовали эту возможность для снижения налогового бремени: база по налогу на прибыль при этом искусственно расширялась (что увеличивало доходы региональных бюджетов), а база по ЕСН - сужалась. Понятно, что со снижением ставки ЕСН с 35,6 до 26% стимул для проведения выплат за счет прибыли значительно ослабеет. Таким образом, в первое время после снижения ЕСН поступления от налога на прибыль, скорее всего, упадут.

В-третьих, снижение ставки ЕСН означает уменьшение поступлений в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования, на социальное страхование.

Но в главном - выигрываем

Впрочем, положительный импульс, который принесет экономике снижение ЕСН (рост прибыли торговли, сферы услуг и предприятий потребительских товаров), даст результат, перекрывающий первоначальные потери, в том числе региональных бюджетов по налогу на прибыль. С этой точки зрения снижение налоговых поступлений можно трактовать как своеобразные инвестиции региональных властей в развитие экономики и рост благосостояния населения.

Основные сомнения вызывает снижение доходов Пенсионного фонда (повторимся: речь идет о реальном снижении ставки ЕСН, а не о выведении пенсионных взносов из его состава). Дефицит в этом случае не может быть покрыт за счет сокращения государственных обязательств - это вызовет снижение пенсий, падение и без того низкого уровня жизни пенсионеров.

Этот негатив в перспективе будет снят сокращением безработицы и ростом доходов населения вследствие общего развития экономики. Часть заработной платы, выдаваемой по "серым" схемам, перейдет в официальные доходы, что увеличит налогооблагаемую базу по ЕСН. Эти ожидания соответствуют Программе и Концепции пенсионной реформы, согласно которой пенсионное обеспечение постепенно перейдет на принципы страхования, а недополученные в связи с введением накопительной части пенсий доходы Пенсионного фонда РФ будут покрываться либо с помощью дотаций из государственного бюджета, либо и по преимуществу за счет расширения налогооблагаемой базы по ЕСН, то есть отмены ряда налоговых льгот. Так, под налогообложение ЕСН могут попасть взносы по негосударственному пенсионному страхованию, перечисляемые работодателями за работников на солидарные счета в негосударственных пенсионных фондах.

В этом случае возникает опасность замедления развития негосударственного пенсионного обеспечения, по крайней мере - за счет средств работодателей. Но нет худа без добра: ряду корпоративных негосударственных пенсионных фондов (корпоративными мы называем фонды, ориентированные на работу с одной или несколькими корпорациями, пенсионные резервы которых формируются в основном за счет поступлений от одного или нескольких работодателей) придется переориентироваться на работу с физическими лицами. Это выступит стимулом для повышения качества услуг НПФ.

Аналогичные процессы начнутся в сфере медицинского и социального страхования. При снижении ставки ЕСН бремя расходов по медицинскому и социальному страхованию будет перенесено с государства на граждан и частично на работодателей, которые вынужденно станут оплачивать медицинское обслуживание работников. С нашей точки зрения, это целесообразно и правильно, так как повлечет за собой развитие негосударственного медицинского страхования, конкуренцию между больницами и врачами, а в итоге - повышение качества медицинских услуг.

Плюсы от снижения ставки ЕСН очевидны. Осталось последнее "но": они заработают на благо экономики, если обещание правительства воплотится в жизнь, а не окажется очередной "предвыборной штучкой".