Коммунальная Аляска

Крупные предприниматели столбят участки в ЖКХ. Принцип: обозначим себя, а там посмотрим. Но если не появятся правила игры, делающие коммуналку бизнесом, пар уйдет в гудок

На прошедшем в начале октября Всероссийском совещании по подготовке к отопительному сезону правительство РФ наконец признало: "Отрасль ЖКХ надо выводить на рыночные рельсы". Случилось! Последний нерыночный сегмент российской экономики приговорен к капитализму через реформирование. Заместитель премьера правительства России Владимир Яковлев зафиксировал ситуацию нарастающего хаоса в отрасли: износ коммуникаций - 60%, КПД котельных 20 - 40%, ежегодно более 100 тысяч аварий, на устранение которых тратится в 2 - 5 раз больше, чем на плановые ремонты. Практика последних лет показала: бюджеты с коммунальным отстоем не справятся никогда. Поэтому, подчеркнул вице-премьер, необходимо быстро реструктурировать долги предприятий ЖКХ, поскольку без этого привлечение бизнеса в отрасль осложнится.

Первую попытку играть на ржавой "флейте водосточных труб" по рыночным нотам предприняло зарегистрированное в начале июня ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС). В десяти регионах России, в том числе на Урале (в Пермской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях), компания предполагает вложить в стопроцентные "дочки" 500 млн долларов. Региональные предприятия РКС будут арендовать, покупать или забирать за долги убыточные подразделения ЖКХ и самостоятельно предоставлять коммунальные услуги населению и организациям. Глава РАО "ЕЭС России"намерен привлечь к делу и крупный региональный бизнес. Как развивается проект на Урале, какой именно бизнес входит в коммунхоз - предмет нашего анализа.

Отсутствие посредников

На заседании правительства РФ, посвященном реформе ЖКХ, премьер Михаил Касьянов оценил ее ход резко негативно. Тюмень, которую сразу после этого посетил Владимир Яковлев, удостоилась между тем оценки "отлично". А вот Кургану за ЖКХ пригрозили внешним управлением. Подтягивать отстающие субъекты РФ решено по опыту Тюмени.

Самое грандиозное завоевание ОАО "Тюменьэнерго"в том, что энергетикам удалось договориться с властями и получить в управление принадлежащие муниципалитетам электро- и теплосети. Летом 2002 года прежний генеральный директор Тюменьэнерго Артем Биков (с мая - советник главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса) и губернатор Тюменской области Сергей Собянин подписали протокол, процесс передачи электрических сетей пошел в январе 2003 года, тепловых - в апреле. В управление энергетики приняли 4,5 тыс. км электролиний, 2,5 тыс. км теплосетей, более тысячи трансформаторных подстанций и другое оборудование.

Передача сетей позволила ликвидировать МУПы и реструктурировать их долги. Таким образом исчезли перепродавцы, лишнее звено в цепи производитель - потребитель. Сбором платежей с населения и бюджетных организаций занимаются сами энергетики. Это позволило снизить стоимость коммунальных услуг, и текущей задолженности потребителей перед Тюменьэнерго нет. Предприятие за счет собственных средств приводит в порядок муниципальные теплотрассы. На ремонт электросетей из аварийных запасов Тюменьэнерго выделено 200 млн руб., на теплосети чуть больше. К началу отопительного сезона в этом году отремонтировано оборудования в 2,5 раза больше, чем обычно. Кроме того, вводится система планово-предупредительного ремонта.

Участки в ЖКХ столбятся крупным бизнесом, чтобы показать: мы проблемой занимаемся. Но за политикой стоят и экономические соображения. Есть желание действительно поставить на этот бизнес

Вывод РАО ЕЭС таков: отсутствие глобальных проблем ЖКХ в Тюмени - результат грамотного управления, в частности заслуга менеджмента Тюменьэнерго. В Курганской области начинают аналогичную процедуру. (Напомним, функции единого исполнительного органа Тюменьэнерго и Курганэнерго выполняет учрежденная по решению совета директоров РАО "ЕЭС России" от 30 августа 2002 года ОАО "Уральская энергетическая управляющая компания". В результате уже во втором квартале 2003 года подшефное Курганэнерго впервые сработало с положительной рентабельностью. Если в прошлом году оплата коммунальных услуг курганцами составляла лишь 86,6%, то в этом году Курганэнерго вышло на цифру 103%: помимо текущих платежей оплачивается и задолженность.)

Сходные процессы запущены РАО ЕЭС еще в 17 регионах страны. Как заявил Михаил Касьянов, правительство готовит изменения в действующие законы, которые позволят вводить внешнее управление в регионах, где ЖКХ в кризисе. Законы начнут вступать в силу только с 2005 года, однако правительство намерено найти инструмент, который позволит воздействовать на регионы раньше.

Здоровая конкуренция

Пермская область - еще одна пилотная площадка РКС. В этом году она привлекла внимание инвесторов, имеющих стратегические интересы в сфере ЖКХ. Нашествие конкурентов на рынок коммунальных услуг стало для региональной власти приятным сюрпризом.

8 апреля ЗАО Корпорация "Современный город" (под руководством бизнесмена Андрея Волгина она занималась скупкой и реструктуризацией промышленных активов) заключила с мэрией Перми договор, по условиям которого к 1 июля 2003 года МУП "Пермводоканал" ликвидировалось, а его имущество передавалось "Современному городу". Платить за аренду компания не предполагала, зато обязалась за 49 лет инвестировать в развитие инфраструктуры 100 млн долларов, в том числе 20 - в ближайшие пять лет. Ежегодные инвестиции в реконструкцию сетей должны быть не меньше амортизационных отчислений (около 40 млн руб. в год).

В первой половине мая к администрации Пермской области со своим инвестиционным проектом обратился "Интеррос". Его интересовали все объекты, входящие в ЖКХ: теплосети, электроэнергетика, малая энергетика, системы водоснабжения и канализации. Вложение денег в ЖКХ президент "Интерроса" Владимир Потанин обсуждал с губернатором Юрием Трутневым еще в 2002 году. В марте 2003 года руководство "Интерроса" вышло с предложением создать комплексное предприятие, которое взяло бы на себя управление всеми коммунальными активами на территории Пермской области. С этой целью зарегистрировано ООО "Новогор-Прикамье". В качестве экспериментальной площадки выбраны Березники.

23 июля "Интеррос" и обладминистрация подписали соглашение о сотрудничестве в сфере ЖКХ на территории Пермской области. А чуть позже "Интеррос" стал единоличным владельцем "Современного города". Функции оператора проектов ЖКХ в Пермской области выполняет "Новогор-Прикамье". По словам его генерального директора Михаила Никольского, предприятие собирается выйти на рентабельность в 5 - 7%. В качестве источников вложений Никольский называет деньги "Интерроса", привлеченные средства и инвестиционную составляющую в тарифе (при условии, что она не ведет к его увеличению).

1 октября администрация Перми и "Новогор-Прикамье" подписали договор об аренде имущества МП "Пермводоканал" сроком на год. Компания начнет оказывать услуги водоснабжения и канализации городу с 1 декабря 2003 года. За аренду "Новогор-Прикамье" обязалось заплатить городу 42 млн рублей, вложив их в реструктуризацию инженерных сетей.

Второй игрок на поле ЖКХ в Пермской области - РКС. Соглашение о сотрудничестве с обладминистрацией подписано 30 июня 2003 года. 3 сентября зарегистрировано ОАО "Пермские коммунальные системы". Председателем совета директоров компании избран председатель правления РКС Сергей Яшечкин, генеральным директором назначен Андрей Агишев, занимавший ранее должность генерального директора ИБГ "Парма". Он также председатель наблюдательного совета компании "Уралгазсервис", оказывающей услуги предприятиям и населению в сфере газоснабжения.

"Пермские коммунальные системы" намерены взять в аренду имущество ряда муниципальных предприятий ЖКХ. Если удастся договориться с властями, предприятия будут реорганизованы, и тогда в сферу водоснабжения, водоотведения, тепло-, газо- и электроснабжения направятся инвестиции. На первом этапе основным источником станут собственные средства РКС. "Пермские коммунальные системы" намерены заключать договоры с муниципальными предприятиями на год, оценивать за это время их активы и объем средств, нужный для модернизации. Для этого у РКС есть своя методика пообъектного анализа и параметры инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации.

В ближайшее время в Пермскую область планирует прийти третий игрок - ЗАО "Комплексные энергетические системы" (КЭС), созданное основным акционером "Реновы" Виктором Вексельбергом. Соглашение о взаимодействии с администрацией области при реализации инвестиционных проектов в ЖКХ планируется подписать в середине октября. Объемы и сроки будущих инвестиций пока не уточняются. Подход к созданию бизнеса у этого игрока иной: если "Интеррос" и РКС создают для управления коммунальными активами дочерние предприятия, то КЭС намерены подписать соглашение с администрациями районов об участии муниципальных образований в КЭС. По неофициальной информации, КЭС уже предложили областной администрации блокирующий пакет в создаваемом ОАО "Комплексные энергетические системы - Пермь".

Гендиректор ОАО "Пермские коммунальные системы" Андрей Агишев полагает, что Виктор Вексельберг пока просто "столбит участок": иначе зачем нужно обращение к административному ресурсу без внятных коммерческих предложений. По его мнению, отрасль представляет собой Аляску времен Джека Лондона:

- Политический фактор в сегодняшней ситуации первичен: коммунальное хозяйство - проблема государственной важности и ее надо решать. Основные фонды ветшают очень быстро, 2003 год - граница, за которой могут начаться техногенные катастрофы. Участки столбятся крупным бизнесом, чтобы показать: мы проблемой занимаемся. Но за политикой стоят и экономические соображения. Есть желание действительно поставить на этот бизнес и заниматься им в дальнейшем.

Оценка вложений и рисков

Однако весь пар легко может уйти в гудок. Активность внутри ЖКХ и вокруг него в значительной степени ритуального свойства: мол, обозначим себя, а там посмотрим.

Ни производитель услуг, ни потребители не видят себя субъектами рыночных отношений, не понимают, что могут что-то требовать, формировать какие-то условия, выстраивать взаимоотношения. Изношенные фонды (в водо- и теплоснабжении Пермской области, например, до 70%) никто не готов воспринимать как основу бизнеса. В ЖКХ никогда не было пообъектной оценки предприятий.

"Пермские коммунальные системы" с оценки объектов для проекта бизнес-плана и начали. Потребность в инвестициях они оценивают в 5 млн долларов на протяжении семи лет. При этом бизнес выглядит рентабельным даже с учетом существующих и ожидаемых в перспективе тарифов. Другой инвестор - Международный банк реконструкции и развития - кредитует муниципалитеты в рамках федерального минфиновского проекта "Городское водоснабжение и канализация" под проекты по реформированию систем водоснабжения и водоотведения городов Березники, Кунгур и Чернушка. Размер займа, запрашиваемого областью, - 20 млн долларов. Остальное (10 млн долларов) должны вложить сами предприятия.

Компании, пришедшие на рынок ЖКХ, заключают договоры на аренду только на год: за это время они намерены понять, что за собственность попала к ним в руки и оценить риски. А они максимальны: все, что касается собственности, находится в подвешенном состоянии. Отдельная тема - жилищное законодательство. Непрозрачна ситуация с тарифами. Бизнес пребывает под дамокловым мечом сиюминутной политической составляющей

- Любая реформа - это сдвиг в сознании общества, поэтому требуется мощная движущая сила, чтобы ее запустить, - говорит заместитель председателя, исполнительный директор Региональной энергетической комиссии Пермской области Сергей Богуславский. - В случае с ЖКХ движущая сила - муниципалитеты - должна сама себя реформировать. Понятно, что добровольно этого делать никто не будет. Нужен либо стимул, либо усилие "сверху". Мы должны также четко регламентировать процесс формирования тарифов, чтобы инвестор знал, что его ждет. Над этой нормативной базой идет работа. Потребности ЖКХ Прикамья в инвестициях оцениваются экспертами лишь приблизительно. По теплу эта цифра составляет около миллиарда долларов, по водоснабжению - примерно полмиллиарда. Точных цифр не знает никто.

Компании, пришедшие на рынок ЖКХ, заключают договоры на аренду только на год: за это время они намерены понять, что за собственность попала к ним в руки. И оценить риски. А они, по общему мнению участников всех проектов, максимальны. До сих пор нет закона о концессиях и решения о приватизации объектов ЖКХ. Все, что касается собственности, находится в подвешенном состоянии. Отдельная тема - жилищное законодательство, которое не позволяет выселить злостного неплательщика. Непрозрачна и ситуация с тарифами, которые формируются частично - на уровне муниципалитетов, Региональной энергетической комиссии и федерации. Бизнес, зависящий от таких тарифов, пребывает под дамокловым мечом сиюминутной политической составляющей.

Поэтому сейчас ни олигархи, ни РКС не предлагают в реформе ЖКХ ничего революционного. Все действуют по принципу: договор на год. А там - видно будет.

Ликвидация МУПов и прозрачность системы

Челябинские власти привлечь крупный бизнес в коммуналку пока не могут. Возможно, потому, что в первоначальном проекте РКС регион был в числе пилотных территорий, а теперь его там нет. Как пояснили в Челябэнерго, "РКС работает только в проблемных городах".

Из-за малоденежья реформирование ЖКХ в Челябинской области носит точечный характер. Впрочем, в областной администрации полагают, что по мере реализации концепции модернизации до 2010 года крупные финансы все-таки устремятся в коммунальный сектор. Объем услуг в ЖКХ составляет 12,5 млрд рублей в год.

По утверждению первого вице-губернатора Челябинской области Владимира Дятлова, в регионе создано 39 служб заказчика и облжилкомхоз, управляющий жилым фондом. Эти организации контролируют 32,2 млн кв. метров жилфонда. Действуют 105 товариществ собственников жилья (ТСЖ), в ведении которых еще 917 тыс. кв. метров. По результатам конкурсов, право на обслуживание жилфонда получили 28 подрядчиков - частных предприятий. Естественно, по признанию самих властей, это чрезвычайно мало.

Главное препятствие на пути реформирования ЖКХ - абсолютная непрозрачность системы. Поэтому нет интереса у частного капитала и, следовательно, нет конкуренции. Основное внимание власти, однако, сосредоточили на преодолении следствия. В начале лета в администрации Челябинской области создан комитет по реформированию ЖКХ. Зампредседателя новой структуры Александр Любимов намерен административными методами разделить функции подрядчика и заказчика и тем самым создать условия для рынка в этой системе. Появятся управляющие компании, которые, с одной стороны, будут устанавливать правоотношения с жильцами, с другой - нанимать подрядчика.

Устранится и другой тормоз рыночной трансформации ЖКХ - множество МУПов. Имущество МУПов принадлежит мэриям, поэтому предоставление "хозяевам" коммунальных услуг даром считается нормой. В итоге МУПы на грани банкротства. По данным комитета экономики Челябинской области, на 1 января 2003 года дебиторская задолженность коммунальных МУПов составила 1,9 млрд руб., из них 347 млн - задолженность муниципалитетов. Размер кредиторской задолженности МУПов - 2,3 млрд рублей, из которых 1,3 миллиарда МУПы должны энергетикам и газовикам.

Традиционные во всем мире способы обновления основных фондов (кредиты, лизинг) в российском ЖКХ неприемлемы из-за организационной неразберихи и трудностей с установлением собственности

Пример точечного реформирования коммунхоза - Южно-Уральск, где с МУПами распрощались в 1997 году, когда коммуналка поглощала 40% расходной части городского бюджета. Преобразования начали с реорганизации системы хозяйствования: четыре муниципальных предприятия ЖКХ передали управление жилфондом службе заказчика, оставшись только балансодержателями. Заказчик собирает деньги и контролирует выполнение работ подрядчиками по договорам. Тем самым служба заказчика превратилась в посредника между населением и подрядчиками, стала заключать договоры с физлицами на выполнение услуг в части сохранности жилого фонда, контроля за качеством обслуживания, за производством работ на конкретных участках. При этом служба заказчика также заключает договоры с подрядчиками на обслуживание жилья, в которых четко прописываются вид, объем, срок и качество услуг. Выполнение договора контролирует специальный отдел службы заказчика - коммунально-техническая инспекция. В итоге южно-уральские реформаторы уже в 1999 году тарифы на водоснабжение снизили на 30%, утвердили норматив потребления воды. Южноуральцы стали экономить, внедрение систем учета и контроля заметно активизировалось.

Служба заказчика разрабатывает прозрачные и экономически обоснованные тарифы. Величину тарифов контролирует специальная комиссия при мэрии, куда входят специалисты крупных предприятий города, депутаты, представители комитетов общественного самоуправления. Одновременно с этим власти Южно-Уральска занялись формированием конкурентной среды с участием малого бизнеса: сегодня здесь четыре акционерных общества и семь частных предприятий. Прозрачность тарифов позволила городу в 2002 году перейти на федеральный стандарт оплаты услуг ЖКХ: 90% - население, 10% - бюджет, а ряд услуг (например, вывоз твердых бытовых отходов) население уже оплачивает на все 100%.

По мнению мэра Южно-Уральска Владимира Шаврина, коммуналка безотлагательно должна быть отдана на откуп частникам. Но при этом нужно решить две проблемы. Во-первых, выстроить гражданско-правовые отношения для налаживания эффективной системы финансирования. Самым сложным остается вопрос сбора денег с населения, поскольку нет четкого механизма стопроцентной собираемости платежей, как и нет законного метода требования уплаты долгов. Во-вторых, важно удержаться от превращения ЖКХ в отдел соцзащиты.

Вопрос финансов открыт

В Свердловской области тоже заняты точечным реформированием ЖКХ, поскольку основной вопрос - где взять деньги - не решен. Проект РАО ЕЭС свердловчане назвали разочарованием года. Надежды на то, что "Чубайс заберет, что ему надо, но и денег вложит" (как сказал один из муниципальных глав), не оправдались. В области в проект РКС попали три города: относительно стабильные (в смысле платежей энергетикам и состояния дел в ЖКХ) Первоуральск, Нижняя Тура и Качканар. Недавно там заключены договоры сроком на 11 месяцев об аренде муниципальных предприятий теплоснабжения "Свердловскими коммунальными системами" - дочерним предприятием РКС, созданным 19 августа. Но пока инвестиции РКС в эту отрасль не пошли, а исполнители проекта очень боятся сделать что-нибудь не так. Чубайс не раз остерегал подчиненных: "К нам журналисты будут толпами ездить. Проколов быть не должно". По словам исполняющего обязанности областного министра энергетики, транспорта связи и ЖКХ Виктора Штагера, в течение ближайшего года ожидать серьезных инвестиций не стоит: дочка РКС проведет "инвентаризацию" того, что ей досталось, и оценит предстоящие расходы.

Однако зима, как обычно, приходит неожиданно. Недообследовавшим имущество сетевикам приходится в спешном порядке инвестировать в ЖКХ, чтобы не сорвать отопительный сезон. "Свердловским коммунальным системам" подстраховывают муниципальные предприятия, разрабатывают схемы срочных отгрузок топлива на случай срыва графика поставок администрациям городов проекта. Поспешное вбухивание денег в недообследованное хозяйство и подстраховывание муниципалитетов топливом означает, однако, что даже большие предприниматели пасуют, когда дело доходит до ЖКХ, и вынуждены социальные соображения ставить выше экономических. При таком отношении нельзя ожидать, что бизнес станет прибыльным.

Председатель Госстроя Николай Кошман не раз подчеркивал, что Госстрой России ссуды регионам для реализации проека РКС выделять не будет, не госстроевское это дело. Однако ветер переменился: в Свердловскую область уже пришел 100-миллионный госстроевский транш (в рублях), который направили на те объекты 25 муниципальных образований, которые в прошлую зиму доставили немало проблем. Но это капля в кране во время опрессовки. По данным областного министерства энергетики транспорта, связи и ЖКХ, чтобы кардинально поправить положение дел в отрасли, области необходимо около 30 млрд рублей, что сопоставимо с консолидированным свердловским бюджетом. Даже 500 млн долларов, обещанные Чубайсом в рамках проекта, не слишком греют души коммунальщиков: каждому "пилотному" субъекту федерации достанется немного. Между тем из 100 км свердловских труб 80 км можно выкапывать и выбрасывать - они полностью изношены.

Как сдвиг, пусть небольшой, расценим проникновение в ЖКХ 12 частных компаний в Асбесте, Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Сухом Логу и Ревдинском районе. Первым делом они добиваются значительных снижений тарифов. Например, индивидуальный предприниматель из Асбеста г-н Гомзиков обслуживает четыре жилых дома. Он выиграл конкурс, снизив эксплуатационные расходы на один квадратный метр с 4,09 до 3,8 рубля. При этом, по мнению жильцов, коммунальный сервис в его исполнении стал более качественным.

"Выработка и транспортировка тепловой энергии, куба воды, переработка канализационных стоков прибыльны. Конечно, первоначально необходимо вложение средств в ремонт сетей. Но зато потом это окупится сторицей", - уверяет Виктор Штагер. Но кто должен вкладываться в ремонт этих самых сетей? Если уж такой большой бизнес, как РАО ЕЭС осторожничает, стоит ли ожидать, что мелкий и средний потянется?

Наладить конкуренцию между предпринимателями можно будет только тогда, когда у домов появится хозяин: не номинальный муниципальный, а настоящий, например, товарищества собственников жилья (ТСЖ). Их формирование на Среднем Урале проваливается. По российским законам, если в доме более 50% приватизированных квартир, его должна обслуживать частная управляющая компания. Из 25 млн кв. метров екатеринбургского жилья 58% - в частной собственности. Домов, где приватизированных квартир больше, чем муниципальных, в городе 4823. При этом ТСЖ на территории города всего 194. И новые создаются с трудом: не разрешен вопрос, кому принадлежит земля под домом.

И все же - откуда стране взять деньги на ЖКХ? Понятно, что ни у одного бюджета нет и не будет средств, чтобы вложить в коммуналку требуемые суммы. Традиционные во всем мире способы обновления основных фондов (кредиты, лизинг) в российском ЖКХ неприемлемы из-за организационной неразберихи и трудностей с установлением собственности. Бизнесу, который пока соблазнен ЖКХ как когда-то пионеры Аляской, срочно нужны правила игры, делающие коммунхоз выгодным делом. Тогда он найдет "зарытые" в нем деньги, необходимые для модернизации. Опыт такой у российских компаний уже есть.

Тюмень - Пермь - Челябинск - Екатеринбург