2003, 37 (117)

20 октября 2003, 00:00
  Урал

Послушайте, Михаил

Гражданское общество - это общество равновесия сил, при котором перекосы политики в ту или иную сторону моментально вызывают усиление процессов, противодействующих этому перекосу. В России некоторое гражданское общество есть. Это общество олигархов. То есть полноценных граждан. Наезд на них чреват для власти сокращением величины отстежки с доходов, которые могут испариться с исчезновением того же Ходорковского. И наоборот, если ходорковские, гусинские, березовские слишком серьезно влияют на политику, возникает встречный процесс давления на них, поскольку если олигархи слишком возобладают, то сами сумеют уменьшить долю доходов, законно причитающихся власти.

И другого гражданского общества в России не может быть ровно до той поры, пока кроме олигархического (крупного) капитала не сформируется достаточно существенный сектор экономики, от этих олигархов не зависящий. Пока не вырастет до весьма и весьма чувствительной величины доля ВВП, производимого рассредоточенной экономикой - экономикой малых и средних форм. (Причем ВВП производственного и, вероятнее всего, торгового, как продолжения производственного. ВВП, создаваемый в PR-конторах, юридических, лицензионных фирмах, банках и прочих публичных домах, - вторичен. Он является одной из форм перераспределения доходов в пользу надстройки общества, которая в сущности - дополнение власти.) Когда колебания ВВП крупного бизнеса, связанные с конъюнктурными капризами, потерей олигархами репутации или влияния, станут нечувствительными для общего экономического фона, олигархи потеряют свое место единственного противовеса власти. И сверхдоходность своих видов бизнеса в придачу. Вот тогда равновесие общества станет результатом баланса аппетитов государства и возможностей рассредоточенной экономики для их удовлетворения. Когда государство будет реально чувствовать, как на наполняемость бюджета влияет то или иное законодательное нововведение, тогда гражданское общество, наконец, станет реальностью как общество, охватывающее значительную часть народа. А эффективность обратной связи "общество - власть" будет определяться наличием у общества развитых политических структур. А пока государство в гораздо большей степени ощущает влияние колебаний цен на нефть, все наше гражданское общество не выходит за рамки РСПП. Законодательные упражнения государства не отражаются на устойчивости казны и того, что собирается политической элитой в окологосударственной сфере нематериальных услуг.

В указанном смысле наличие гражданского общества, в котором существенна роль широких масс народа, - процесс вторичный. Не могут олигархи создать гражданское общество и препятствовать его созданию не могут. Они в зависимости от личных пристрастий могут либо сблизиться с этим обществом, став центрами кристаллизации институтов гражданского общества (партий, фондов), либо перейти в лагерь власти, став формальными владельцами при корпорациях, которыми фактически управляет государство. Другими словами, отношение олигархов к гражданскому обществу не зависит от того, олигарх это или не олигарх. Оно зависит от прочности привязанности тех или иных олигархических компаний к государству. В силу разных причин - технологических, географических, личных. Ходорковский, судя по всему, достаточно отвязан от государства. А потому скорее склонен к тому, чтобы быть в лагере гражданского общества. А Потанин - скорее наоборот.

Я понимаю так, что современный период - как раз переломный: происходит перераспределение относительных весов олигархического и распределенного бизнеса в экономике. Олигархи чего-то поглощают, но вне сферы поглощения происходит рост, превышающий рост олигархического бизнеса за счет поглощений. Сверхдоходам олигархов медленно, но верно приходит кирдык. Они спускаются к среднестатистической прибыльности или даже ниже. Масса прибыли большая за счет масштаба, а рентабельность невысокая. Выпрашивать особо льготные условия хозяйствования у государства им становится все сложнее: что государству в целом с этих особых условий? Кто-то из чиновников и рад бы за подачку поспешествовать, так ведь голодная толпа таких же не дремлет. Враз заклюют взяткодателя, а заодно и взяткополучателя. А на всех у олигархов уже не хватает. Самое время позаботиться, кроме доходов, еще и о душе: поучаствовать в строительстве партий национальной буржуазии и иже с ней, коллективных форм диалога общества с властью - в качестве флага, под которым можно собираться мелкой публике. В противном случае либо всецело подчиниться власти, либо стать маргиналами. Отделенными и от власти, и от народа. Соответственно, получая пинки с обеих сторон.

Время олигархов кончилось или быстро-быстро подходит к концу. Их совершенно независимо от их воли, желания, действия или противодействия сменяет другая, массовая, общественная сила. И можно быть либо с ней, либо против нее. Но не над ней. Эта общественная сила и несет в себе гражданское общество. Институты этого гражданского общества тоже не заставят себя долго ждать. Если они не возникнут снизу или сбоку (с помощью Ходорковского, например), власть их вынуждена будет насаждать как институты, обеспечивающие диалог с обществом: чай, не горстка олигархов - за круглый стол в Кремле не посадишь.

Станислав Покровский

* * *

По большому счету, олигархам надо создавать гражданское общество или способствовать его созданию: должны ведь понимать, что бочка с порохом - плохое сиденье. Но не хотят. Могут, потому что соответствующие ресурсы в их распоряжении есть. Не хотят, потому что наличие гражданского общества будет способствовать снижению их рентабельности и влияния. Вывод: если средний и малый бизнес сам не начнет объединяться, то никогда ему не стать весомой политической силой и основой гражданского общества. В этой связи интересны комментарии к рейтингу Эксперт-200: средний бизнес растет, но старательно прячется в тени. Чтобы олигархи и чиновники не заметили и не сожрали.

А что до участия олигархов в партстроительстве, то партии-то они строят еще как. Покупают. Купили уже. Только партии наши не есть институты гражданского общества. Это продажные бюрократические конторы. Если уж на то пошло, то олигархам надо строить для малого и среднего бизнеса, для непроизводственной сферы, для наемных работников профессионально-имущественные корпорации. Почему бы тому же Потанину не поспособствовать созданию на Норникеле нормального профсоюза? А Ходорковскому в Когалыме - образованию эффективных жилищных кондоминиумов для своих же нефтяников?

Впрочем, если стратегия олигарха - продать компанию за бугор и свалить из России, тогда, конечно, ему социальный мир в стране до лампочки. Тут, пожалуй, согласишься с тем, что в подобных условиях государство и силовики не слишком-то не правы, что всеми доступными способами препятствуют таким продажам.

Александр Савельев

Поправка

В спецпроекте "Авторывок" в основной таблице рейтинга "Объем продаж дилерами иномарок на территории Уральского региона" неверно указано местоположение центрального офиса компании " УралФрансАвто". Компания находится в Екатеринбурге. Кроме того, опубликованные данные - показатели деятельности компании только по Екатеринбургу. Объемы продаж "УралФрансАвто" в целом по Уральскому региону составляют 514 автомобилей в 2002 году, 313 автомобилей - в I полугодии 2003 года. Место, которое автосалон занял в рейтинге, при этом не изменилось. Аналитический центр "Эксперт-Урал" приносит извинения читателям и официальному дилеру Peugeot в Уральском регионе "УралФрансАвто" в лице исполнительного директора Григория Балакина.