Мнения

"Будущее компании - за строительством гипермаркетов"

- утверждает Елена Гилязова , коммерческий директор торговой компании "Семья" (Пермь)


Елена Гилязова

- Прокомментируйте состояние рынка продуктовой розницы Пермской области и результаты деятельности вашей компании в первом полугодии 2003 года.

- На рынке розничной продовольственной торговли наблюдалось относительно стабильное положение в плане цен: со стороны предложения рынок испытывал насыщение, а достаточно серьезная конкуренция производителей не позволяла резко увеличивать цены.

Для нашей компании полугодие ознаменовалось большим проектом, аналогов которому на местном рынке нет: это строительство гипермаркета площадью 30 тыс. кв. метров. Запуск запланирован на конец этого года. В рамках строящегося торгового центра мы открываем собственный магазин общей площадью 4800 кв. м, остальное пространство представляет собой зону арендных площадей. Инвестиции в проект составляют порядка 30 млн долларов. Осенью будущего года планируем сдать в эксплуатацию второй гипермаркет. Под застройку проектируются еще две площадки.

- С чем связано столь активное строительство?

- Раньше наша компания, развиваясь, в основном покупала старые магазины, перепланировала их и приспосабливала под собственные форматы. Сегодня от этого приходится уходить по двум причинам. Во-первых, осталось не так много магазинов, которые можно использовать. Во-вторых, в Перми спрос на торговые площади, а следовательно, и цены на них сильно перегреты. Таким образом, строящиеся гипермаркеты однозначно выведут компанию на качественно новый уровень ассортимента и сервиса.

- А другие форматы?

- Есть планы попробовать себя в эконом-формате. Это скорее вынужденная мера, связанная с приходом в регион "Пятерочки": она ведет себя на рынке не самым лучшим образом, проводя демпинговую ценовую политику. Поскольку "Пятерочка" работает в другой ценовой нише, она не является нашим прямым конкурентом. Однако мы испытываем определенные трудности в отдаленных спальных районах, где доля населения со средним доходом, то есть нашей целевой аудитории, не столь значительна, как в центре. Чтобы не потерять часть клиентуры в этих районах, мы вынуждены снижать цены на те товары, которыми торгует "Пятерочка". Такие товары составляют 20 - 30% ассортимента наших магазинов, так что в целом для нас это не проблема.

"Перспектива рынка - в целенаправленном переходе к цивилизованным формам торговли"

- считает Олег Хабибуллин, директор торговой сети "Купец" (Екатеринбург)

- Как ваша сеть прожила первое полугодие этого года?

- Под знаком адаптации бизнеса к отмене единого налога на вмененный доход. Во многом именно это подтолкнуло компании к созданию в марте этого года некоммерческого партнерства участников потребительского рынка "Альянс", одна из задач которого - участие в законотворческом процессе.

- Какую рыночную долю держит ваша компания?

- Около 12% в Екатеринбурге и примерно 5% в Свердловской области.

- Наблюдаете ли вы усиление конкуренции со стороны местных или столичных игроков?

- Больше - со стороны местных компаний. Причина - достаточно низкий уровень потребления в регионе. Например, размер средней покупки в наших магазинах колеблется на уровне 100 рублей, в то время как в Москве он превысил 10 долларов. Наценки в наших магазинах на 10 - 15% ниже, чем в московских. Для столичных сетей потенциальная экономическая выгода от работы в нашем регионе на данный момент невысока.

- Каковы планы компании?

- "Купец" начинал работу в 1998 году с магазинов-дискаунтеров. Позже мы переориентировались на более перспективные на тот момент направления - супермаркет, магазин "у дома". Но для покупателя критерием 1 при выборе продовольственного магазина остается цена, поэтому мы с августа 2003 года стали возрождать сеть дискаунтеров. Основная цель компании - повысить лояльность потребителей к магазинам "Купец".

- Какими вам видятся перспективы рынка?

- Это прежде всего изменение качественной составляющей рынка. По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", доля несанкционированной нестационарной торговли в Екатеринбурге на 5 - 7% выше, чем в целом по России. Нужно целенаправленно трансформировать розничную торговлю в более цивилизованные формы. В этом плане емкость и потенциал рынка огромны.

"Одна из основных тенденций рынка - развитие сетей дискаунтеров"

- прогнозируетВиталий Никулин , генеральный директор торговой компании "Незабудка" (Челябинск)

- Какова динамика рынка розничной торговли продовольственными товарами в Челябинской области за шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего?

- Рынок вырос практически в три раза. Это обусловлено быстрыми темпами развития ритейлерской сети. Пока западные сетевики слабо ориентированы на российский рынок, местные игроки активно конкурируют. Сейчас на челябинском рынке присутствует три ритейлера - "Незабудка", "Дикси", "Пятерочка". Между нами идет постоянная борьба за предложение покупателям лучших цен, лучшего сервиса, за помещения под открытие новых магазинов.

- Объем товарооборота вашей компании за первое полугодие-2003 увеличился на 763%. Чем объясняется столь высокий темп роста?

- В сжатые сроки мы полностью описали все бизнес-процессы компании. Это позволило нам четко поставить цели, составить локальные планы (мы будем открывать до трех магазинов в месяц) и выйти на новые этапы развития. Цель компании в плане привлечения клиентов - высокое качество продукции и минимизация расходов (мы стараемся переложить часть наценки на поставщиков, максимально продавливая их по цене). В результате на полугодовой план объема продаж мы вышли за 45 дней.

- Чем обусловлен выбор форматов, в которых работает ваша компания: дискаунтер, универсам и супермаркет?

- В 2004 - 2005 годах мы планируем выйти еще и на формат гипермаркета. Тем самым мы стараемся охватить самые различные слои населения.

- Как, с вашей точки зрения, будет развиваться рынок продуктовой розницы?

- Однозначно следует ожидать развития сетей дискаунтеров, особенно в спальных районах, где дискаунтер - удобный магазин возле дома, предлагающий самые необходимые товары.

"Интернет-торговля станет все более востребованной"

- уверен Андрей Ваизов , директор торговой компании "Интенсивникъ" (Екатеринбург)

- Что подвигло вас к открытию интернет-магазина?


Андрей Ваизов

- Основная концепция компании заключалась в том, чтобы быть во всем первыми. Например, мы одними из первых в городе ввели систему автоматизированного учета товародвижения. Интернет-магазин - в русле концепции. Кроме того, у нас была реальная возможность запустить этот проект не только в финансовом, но и в технологическом плане: в компании активно развивался отдел информационных технологий.

- Какова цель проекта?

- Привлечение клиентов за счет удобства осуществления покупки и экономии времени. Интернет-магазин привязан к конкретному магазину, благодаря этому покупатель видит реальный остаток товара. Ассортимент составляет 7 - 8 тыс. наименований.

- Опишите интернет-покупателя.

- Специалисты, связанные с компьютерной техникой, домохозяйки, корпоративные клиенты. Например, в сентябре этого года 56% заказов поступило от офисов и столовых, 73% заказчиков - женщины.

- Насколько дороже товары в интернет-магазине?

- Фактически наши цены ниже, чем в других магазинах. У нас самая развитая система скидок: на объем покупки, на время ее совершения и так далее. Бесплатная доставка осуществляется при стоимости заказа более 150 рублей. Мы выпустили собственные кредитные карты для корпоративных клиентов, по которым оплата покупок производится по истечении месяца.

- Какую долю занимает интернет-торговля в общем товарообороте?

5 - 7% от торговой точки, к которой привязан интернет-магазин. Говорить о развитой интернет-торговле в Екатеринбурге еще рано, поэтому для удобства покупателей мы принимаем заказы и по телефону. На данный момент рентабельность проекта находится на уровне самоокупаемости, но по мере развития интернет-паутины спрос на эту услугу и, соответственно, рентабельность будут расти.