В конце октября председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс объявил о пересмотре тарифной политики монополиста в сторону снижения за счет открытия рынка электроэнергии. Пока открывается только так называемый рынок "5 - 15", на котором будет реализовываться до 15% энергии, производимой энергосистемами страны.
К 2007 году рынок должен развить "крейсерскую" скорость, реализуя уже весь объем по свободным ценам, которые сейчас ниже, чем действующие тарифы.
Распоряжением премьера Михаила Касьянова рынок "5 - 15" заработал с 1 ноября. Его субъектами автоматически стали все участники федерального оптового рынка энергетических мощностей ( ФОРЭМ), в подавляющем большинстве - региональные энергосистемы. Промышленные компании, по крайней мере в Свердловской и Пермской областях, остались за бортом. Чтобы показать, что рынок действует, пусть и в урезанном варианте, что АО-энерго экономят на закупках по свободным ценам и эта экономия отражается на работе энергосистемы страны, правление РАО решило одномоментно с запуском рынка провести полугодовой эксперимент: снизить тарифы для населения на 20%. Выбраны пять субъектов федерации: Нижегородская, Пермская, Свердловская и Ленинградская области, а также Санкт-Петербург. По словам Чубайса, выбор обусловлен тем, что эти энергосистемы "обладают наиболее квалифицированным персоналом, наиболее квалифицированно провели работу по подготовке к рынку", а значит, смогут за счет экономии субсидировать население.
Энергетики рискуют понести убытки...
В региональных АО-энерго предложение основного акционера расстаться с частью прибыли, снизив тарифы для населения, восприняли без энтузиазма. Свердловэнерго, по прикидкам, потеряет по итогам 2003 года примерно 90 млн рублей. Схожая ситуация в Прикамье, где местная Региональная энергетическая комиссия прогнозирует убытки Пермэнерго в размере 100 млн рублей.
Однако воля основного акционера (пусть даже продиктованная, очевидно, предвыборными соображениями: повышением рейтинга СПС, лидером которого является председатель правления РАО) для региональной системы - закон. Тем более в руки системе дается действенный инструмент компенсации упущенной прибыли - рынок. По словам заместителя генерального директора Свердловэнерго Владимира Белоусова, сегодня себестоимость киловатт-часа энергии, генерируемой Свердловэнерго, составляет 28,9 копейки, хотя тот же киловатт-час, выработанный какой-нибудь сибирской ГЭС, можно купить на рынке за 22,1 копейки. "По предварительным подсчетам, за ноябрь - декабрь мы можем сэкономить 67 - 69 млн рублей, направив эту экономию на население Свердловской области", - заявил он "Э-У". Размер убытков будет меньше на эту сумму.
В Пермэнерго ситуация немного лучше. 1 июля 2003 года Пермэнерго взяло в аренду на полтора года Камскую и Воткинскую ГЭС, поэтому его потребность в покупной электроэнергии значительно снизилась. Цена электроэнергии, отпускаемой Воткинской и Камской ГЭС, почти вдвое ниже, чем на ФОРЭМ. Это и позволит компании компенсировать потери, связанные со снижением тарифов для населения.
И все же в Пермэнерго признают: риск убытков есть, и, видимо, придется мобилизовать внутренние резервы.
Прогнозировать, как эксперимент отразится на инвестиционных программах энергосистем, их менеджеры пока не берутся. "Если нам удастся погасить в полном объеме выпадающие доходы, он не скажется, - говорит Владимир Белоусов. - Но может случиться, что, снижая тарифы населению, мы должны будем чем-то пожертвовать. Например, если тарифы на газ или транспорт вырастут и перестанут совпадать с нашими прогнозными расчетами".
...а промышленность - их оплатить
Промышленники, чей интерес к запуску рыночного сектора "5 - 15" более чем очевиден, предпочитают не комментировать решение РАО или делают это сдержанно: им важно выйти на рынок, не портя отношения с монополистом. Как заявил корреспонденту "Э-У" представитель компании "Комплексные энергетические системы", аффилированной с СУАЛ-холдингом, "снижение тарифов для населения вполне приемлемо, если произойдет за счет сокращения издержек энергокомпании".
Сегодня промышленность, получая энергию по тарифу, оплачивает из своего кармана все убытки РАО - потери как нормативные (физические в сетях), так и сверхнормативные (коммерческие). "Система накопила жирок, - говорит исполнительный директор Уральской энергетической компании Дмитрий Подузов. - У нее есть деньги, и поэтому ей ничего не стоило для пяти областей принять решение снизить тарифы. Или, во всяком случае, заявить об этом".
Ни одна промышленная компания Свердловской и Пермской областей, в отличие от АО-энерго, доступа к "5 - 15" пока не имеет. Законодательных препятствий для этого нет, но выход на рынок затрудняет сложная система сертификации предприятия как субъекта энергорынка, дорогостоящие и не всем доступные системы учета электроэнергии (мощности) на границах потребления. Правда, промышленность участвует в создании некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы", которое проводит рыночные торги: учредителями его, кроме РАО, стали крупнейшие потребители - СУАЛ-холдинг, Русал, Евразхолдинг, УГМК, Северсталь и другие.
Кроме принципиального нежелания оплачивать потери РАО, к энергорынку промышленников подвигает стремление минимизировать убытки, поскольку предприятия смогут закупать до 30% объема требуемого. Дмитрий Подузов так рисует идеальную работу рынка: "На рынке ведь нет перекрестного субсидирования. Тариф там есть только на монопольные виды деятельности. Купил по цене, которая сформировалась в результате аукционного торга, заплатил за услуги всем субъектам, организующим процесс: системному оператору - по тарифу; федеральной сетевой компании, осуществляющей перетоки, - тоже по тарифу; региональным сетевым компаниям - и там тариф. Цена плюс услуги равна окончательной цене для потребителя. Там никто не будет платить за сверхнормативные потери, потери в сетях, поэтому цена должна быть априори ниже, чем тариф".
Сторонние наблюдатели уверены, что цель эксперимента Чубайса, декларированная за полгода до выборов президента, будет достигнута: возможность снижения тарифов за счет рыночных механизмов показана. (Далее по программе снижения издержек, заявленной РАО, в 2005 году годовой прирост тарифов должен снизиться до 8 - 10% вместо 13% в предыдущем. В 2006-м показатель будет уже на уровне 5 - 7%, а в 2007-м планируется выйти на полностью рыночное формирование цен на электроэнергию.) Вот только воспользоваться плодами рынка в ближайшее время, а то и на весь переходный период, смогут лишь те же АО-энерго. В том, что монополия тщательно охраняет свои мощности от "сторонних" потребителей, можно было убедиться на протяжении последних трех лет, когда практически все попытки предприятий работать на ФОРЭМ заканчивались неудачей.
Другим негативным для промышленников следствием затянувшегося выхода на свободный рынок электроэнергии станет фактическое замораживание программ ликвидации перекрестного субсидирования. Если еще недавно на федеральном уровне планировалось устранить его в течение 2004 - 2005 годов, то теперь, считают энергетики, о нем можно забыть на ближайшие два года. "До 2008 года перекрестное субсидирование в значительной степени будет сохраняться", - сказал генеральный директор Челябэнерго Вячеслав Середкин.
Решение проблемы откладывается на неопределенную перспективу. Уповать остается на тот самый рынок, который сегодня формируется и со временем изменит всю систему взаимоотношений между производителями, продавцами электроэнергии и потребителями.
Екатеринбург - Пермь - Челябинск