2003, 42 (122)

17 ноября 2003, 00:00
  Урал

Об оптимистах и пессимистах

Основной фронт конфликта Ходорковский - Путин пролегает по границе ответственности перед обществом и государством отдельного человека (бизнесмена) и чиновника высокого ранга. Почему-то большая часть "независимых обозревателей" отказывает чиновнику Путину в личном уме и искренней обеспокоенности о государстве, недостаточно анализируя его ментальность и жизненный путь. А у него, вообще-то, есть свои амбиции и внутреннее понимание своего предназначения - он никак не "богом данный на вечныя лета самодержец Всея Руси" и должен за отведенный ему срок работы на президентской должности успеть сделать максимум. В его положении (главы государства) и понимании (как интеллигентного "чекиста-инициативника" из простой питерской семьи) личный должностной успех идентифицируется с успехом государства - его Родины. И так как данный конфликт обладает всеми признаками обособленного и осмысленного противостояния с целью победы над государством (путем парламентского захвата власти), он уникален, и экстраполяция его на всю бизнес-среду невозможна (за исключением субъективного переноса раздражения ряда государственных слуг на схожих с Ходорковским противников). И долгосрочного понижающего тренда российского фондового рынка до понижения цен на нефть не будет. Просто был сделан вызов, и нужно было определяться, чтоб не оказаться "болваном в старом польском преферансе". Вот последователь Штирлица этого и не захотел.

Разность психологической ответственности бизнес-глобалиста Ходорковского, рассматривающего российскую политику как очередной забавный бизнес-проект (интереснее покупки "Челси"), стоящий риска короткой отсидки и интересов российского общества (которое пока никак не состоит из лелеемого вами среднего класса), - вот линия противостояния. Но уж никак не мифическая деприватизация. Что, кстати, внешний финансовый мир вполне осознает. Я не понимаю, почему мы отказываем в умном патриотизме офицеру внешней разведки, формировавшему свою идеологию с детства! Почему мы полагаем, что сверхуспешный бизнесмен более пригоден на роль вершителя судеб России? Кому как не "Экспертам" ясно, насколько слабо российское государственное устройство, насколько оно подвержено влиянию внешних факторов. Будь то цена на нефть или серия передач Доренко на ОРТ.

Что действительно плохо, так это возможный акцент на национальное происхождение олигархов. В этом смысле "наезд" государства на Ходорковского только искренне порадует громадную часть нашей по-настоящему реакционной элиты, придав ей кучу "кухонных" аргументов. С этой точки зрения поведение Ходорковского глупо и преступно - это "подстава": самому "Сальвадору Альенде из ЮКОСа" объективно, кроме легкого похудания кошелька и "прекрасной возможности поговорить с собой", ничего не угрожает. Хотя сам он так, естественно, не считает. Опасность фашистского реванша есть. Реальный реванш кондовых и действительно ограниченных аутсайдеров, готовых воспользоваться "последним прибежищем негодяя - патриотизмом" в личных целях, вполне возможен. "Изюминка" момента в том, что в преследовании этих своих целей (а не государственных интересов) они совершенно одинаковы со спонсором "Открытой России".

С уважением, концептуальный левый социал-либерал Максим

Разговаривал с четырьмя друзьями и партнерами - владельцами малых и средних предприятий. Единодушное мнение: дело Ходорковского не будет прецедентом. Хорошего, конечно, мало, но когда-то это именно так и должно было кончиться. Должен был понимать. Понятно, власть никто из моих собеседников не защищает. Честно говоря, совершенно неинтересно, кто из двух нанайских мальчиков - власти и крупного бизнеса - грязнее. Куда интереснее вопрос, который все-таки в конце статьи задается: что делать? Ответа на это в статье нет. Даже попытки ответа. А ответ есть: организация в единую политическую силу тех, кто к этим нанайским мальчикам не относится. Дело ЮКОСа - вполне подходящий предлог для консолидации. Партия - так партия. Профессионально-имущественные корпорации, подобные РСПП, но массовые, это даже вернее, хоть и труднее. Но организовываться надо. И говорить об этом журналу тоже надо. Думать, почему до сих пор не получилось, извлекать уроки.

Александр Савельев

Уважаемый Максим!

Если я вас правильно понял, то коротко так: Путин лучше представляет, что необходимо государству и обществу, так как сам олицетворяет государство и консолидирует общество. И только потому личный конфликт Путина и Ходорковского вызывает острый публичный резонанс. То есть президент и только президент выступает мерилом полезности и вредности. И не дай бог бизнесу, партиям или общественному мнению вмешаться в этот интимный процесс - будешь обвинен в государственной измене, поплатишься свободой и собственностью. Ну и чем же это лучше "богом данного на вечныя лета самодержца Всея Руси"? Почему Ходорковский, спонсирующий близкие ему партии, есть узурпатор государственной власти, а Кремль, содействующий своим партиям, - радетель государственных интересов? Ведь и Кремль, как вы справедливо отметили, персонифицируется в конкретных интеллигентных "чекистах-инициативниках" с их личными задачами и интересами. В этом смысле разница между Ходорковским и Путиным лишь в том, что один из них волею судеб сидит в Кремле, а другой - в "Матросской тишине".

Далее, вы утверждаете, что Россия - это не средний класс. Так пока и есть, к нашему великому огорчению. И подконтрольные Кремлю участники думской кампании (например, "Родина") этим ретиво пользуются, оседлывая маргинальные лозунги, близкие к шариковским призывам отнять все и поделить. А мы утверждаем: что полезно среднему классу - полезно России. А раз так, в Госдуме должны быть представлены интересы среднего класса, и посему предложение Александра Савельева активизировать процессы консолидации и партийного строительства считаем как никогда актуальным. Парламентский же успех среднего класса вряд ли возможен в условиях государственной монополии на политическую сферу, попыткам установления которой по-своему противодействовал Ходорковский. А попытки налицо - достаточно оценить спектр прокремлевских партий.

Заместитель главного редактора "Э-У" Александр Задорожный