Держи марку

На Урале ужесточается конкуренция между дилерами, представляющими одного и того же автопроизводителя. Ситуацию обостряет создание мировыми концернами совместных с Россией производств. Дилеры вынуждены диверсифицировать бизнес, повышать качество и расширять спектр услуг

По объему продаж новых иномарок уральский автомобильный рынок стабильно сохраняет за собой третье место после Москвы и Санкт-Петербурга. Его доля по России - 5 - 6 %. Как показал проведенный нами опрос дилерских компаний, за 9 месяцев 2003 года объем продаж вырос на 135%. Это 3333 автомобиля.

Лидеры

Состав наиболее продаваемых иномарок за 9 месяцев 2003 года, по сравнению с полугодием (см. "Э-У" 36 (116) от 29.09.2003), принципиально не изменился. Только Mitsubishi вырвалась на первую строчку с третьей, сместив последовательно Toyota и Ford. В итоге на начало октября Mitsubishi держит 21% уральского автомобильного рынка (по итогам 6 месяцев было 13%), Toyota - 16% (в I полугодии - 23%), Ford - 14% (как и по итогам полугодия). По приросту объема продаж в сравнении с девятью месяцами 2002 года тройка лидеров такова: Hyundai (665%), Toyota (413%) и Mazda (213%) . Таким образом, ничего кардинально нового по сравнению с предыдущим, полугодовым рейтингом: те же японские и корейские марки, продающиеся в долларовом исчислении (как мы отмечали в обзоре рынка иномарок по итогам 6 месяцев, феномен взрывного спроса на марки азиатского происхождения объясним снижением курса доллара по отношению к евро).

В абсолютном измерении на уральском рынке остаются популярны малый средний (С) и малый (В) классы - 767 и 576 проданных автомобилей соответственно . Автомобили этих классов отличает оптимальное соотношение качества (компактность, маневренность, полифункциональность и комфортабельность) и цены. Следом идет класс вседорожников и универсалов повышенной проходимости - 514 проданных авто. Замыкает пятерку популярности средний класс (D) - 355 автомобилей. Классы-лидеры демонстрируют высокие темпы роста продаж: B - 306%, C - 115%. Растет популярность класса А (малогабаритные автомобили, предназначенные для городской езды и гладких дорог), а с ней и продажи - 167%.

Дилеры лидеров

Тройка дилеров, лидирующих по объемам продаж за 9 месяцев 2003 года, по сравнению с полугодием также сохранилась. Чуть изменилась расстановка внутри: на первое место вышел пермский " Уралавтоимпорт" (641 единица проданных Mitsubishi, Toyota, Nissan, Hyundai; в рейтинге за полугодие - второе место), за ним следуют екатеринбургские " Автоленд" (494 единиц Ford, Land Rover, Mazda; в I полугодии - первое место) и " Тойота Центр Екатеринбург Север" (468 Toyota, в полугодовом рейтинге - номер третий). По темпам прироста объемов продаж в сравнении с аналогичным периодом 2002 года "Тойота Центр Екатеринбург Север" и "Автоленд" заняли второе и третье места: рост 194% и 189% соответственно. Наиболее динамичной оказалась компания "Машинный двор" из Перми - 553%.

Основная тенденция рынка продаж иномарок в Уральском регионе, по словам участников, - быстрый рост количества дилеров. В Москве этот бизнес уже поделен, получить дилерство в столице маловероятно, поэтому дистрибьюторы активизируются в регионах. А Большой Урал с его промышленным, финансовым, инвестиционным потенциалом притягателен для компаний-производителей в плане емкости рынка.

На Урале (см. таблицу "Официальные дилеры Уральского региона") присутствуют девять официальных представителей марки Mitsubishi, по семь дилеров Hyundai, Kia, Peugeot и Renault. У Ford - шесть дилеров, у Toyota - три, и два из них в Екатеринбурге (притом что принцип концерна - "один крупный город - один дилер": Toyota стремится создать сеть дилерских центров, которые продавали бы за год порядка 1,5 тыс. машин).

Екатеринбург по числу представителей иностранных автоконцернов впереди всего Урала: в столице УрФО зарегистрированы более 30 компаний-дилеров. Такие брэнды, как Chrysler, Mazda, Saab и Volvo, имеют в регине по одному представительству, и именно в Екатеринбурге. "В России на сегодняшний день работают всего три дилера марки Mazda - в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, - говорит генеральный менеджер по продаже автомобилей Mazda компании "Автоленд" (Екатеринбург) Александр Коркунов. - Поэтому наша компания находится в привилегированном положении с точки зрения конкуренции. В ближайшее время, скорее всего, будет развиваться сеть субдилеров".

Более десятка дилеров зарубежных автопроизводителей работают в Перми, Челябинске и Тюмени. А вот в Ижевске и Оренбурге представлены всего по три-четыре марки, причем BMW и Mercedes премиум-класса отсутствуют вовсе. Области и республики Большого Урала неоднородны в силу экономической специфики, а выбор места для открытия автосалона обусловлен прогнозируемой эффективностью, окупаемостью вложенных средств.

В погоне за клиентом

Случается, что в городе дилеров больше, чем марок, которые они представляют. Особенно это характерно для Екатеринбурга: здесь три представительства Hyundai, по два - Land Rover, Mercedes, Mitsubishi, Nissan, Renault, Toyota, Volkswagen. У Kia два дилера в Тюмени. Конкуренция между дилерами одной и той же марки неизбежно определяет тенденцию развития рынка автопродаж - улучшение качества услуг. "Мало иметь просто дилерский договор, необходим автомобильный центр с хорошей сервисной базой", - считает эксперт рынка Светлана Гаврилина. "В условиях усиления конкуренции в регионе автосалоны могут конкурировать между собой только набором предлагаемых услуг и качеством обслуживания", - уверен директор екатеринбургской компании "Сити-Моторс", официального дилера Mitsubushi, Евгений Теребенин. "И производители автомобилей премиум-класса (BMW, Mercedes), и производители более дешевых автомобилей (Mitsubishi, Renault) несомненно будут требовать от своих коллег-дилеров повышения розничных стандартов продаж. В условиях ужесточения конкуренции выиграет тот, кто будет больше ценить и уважать своего покупателя, предлагать ему широкий спектр услуг высокого качества", - утверждает руководитель отдела продаж компании "Автопункт" (Магнитогорск) Дмитрий Степанов.

Спектр услуг, предоставляемых компаниями, постоянно расширяется. Часто компания предлагает новый, оригинальный продукт, а через месяц его подхватывают остальные. Практически все дилеры предлагают кредитные, лизинговые программы, страхование на месте, дополнительный сервис. Наиболее динамично развивающийся пермский "Машинный двор" имеет, например, в перечне услуг более десяти схем кредитования (в том числе с оформлением кредита в салоне), лизинг, накопительные системы скидок, оформление страховки в салоне, регистрацию в госавтоинспекции, услуги собственного сервиса, выездной техпомощи, возможность доукомплектации автомобиля в салоне, бесплатную помощь эвакуатора при гарантийных случаях.

В условиях жесткой конкуренции многие дилерские компании стремятся стать мультибрэндовыми. Получение официального дилерства по нескольким маркам служит для них двигателем: по нашим данным, мультибрэндовые салоны демонстрируют наиболее высокий рост объемов продаж. Об опыте лидера нынешнего рейтинга - компании "Уралавтоимпорт" (Пермь) - рассказывает ее генеральный директор Сергей Шаклеин: "В 1993 году наша компания была единственной в России, совместившей в рамках одного салона конкурирующие по сути Nissan и Mitsubishi. Затем мы стали официально представлять и Hyundai. Сейчас мы собираемся получить дилерство еще как минимум по двум маркам, одна из которых Toyota. Концерны отошли от идеи эксклюзивности, естественно, с сохранением раздельного позиционирования и соблюдением корпоративного стиля. Они разрешают салонам продавать сразу несколько марок автомобилей. Этому способствовал процесс объединения автомобильных гигантов, создание групп и альянсов, например, Daimler и Chrysler, Nissan и Renault, Volvo и Ford".

Иномарка в рублевом эквиваленте

Между тем высокий потенциал и емкость российского рынка импонируют и самим автопроизводителям. Концерны все чаще задумываются о возможностях, которые им дает перенос производства и совместные проекты с российскими компаниями. Очередное подтверждение - подписание в октябре текущего года соглашения между корейской Kia Motors Corporation и уральским ИжАвто о начале сборки модели Kia Spectra на мощностях ижевского завода. По словам Павла Лешакова, пресс-секретаря компании "Автотор" (Калининград), первого российского партнера Kia в России, намерение южнокорейцев вызвано угрозой увеличения таможенных пошлин на импорт иномарок с 2007 года с 25% до 35%.

Мнения экспертов по поводу прихода иностранных производителей в Россию неоднозначны. Некоторые считают, что автоконцерны, собирая у нас устаревшие модели, уходящие с европейского рынка, пытаются продлить жизненный цикл продукции. Примером может служить производство Ford во Всеволожске. "Даже с учетом того, что мы сейчас имеем возможность приобрести более дешевый автомобиль, чем раньше, цена на такую модель, как Ford Focus, неоправданно завышена с экономической точки зрения" - говорит Светлана Гаврилина. Тем не менее из-за ценового преимущества на всеволожские автомобили до сих пор выстраиваются очереди. Сергей Шаклеин полагает, что размещение производства в России не есть панацея: "Компаниям-производителям не всегда удается таким путем увеличить свое присутствие на российском рынке, так как у потребителей иногда возникает предвзятое отношение к отечественной сборке". Главный менеджер по продаже автомобилей Volvo компании "Автоленд" (Екатеринбург) Константин Кудрявцев уверен, что "для дилера непринципиально, от кого он получает автомобиль: от генерального импортера компании-производителя или с завода на территории России. Основополагающим преимуществом для нас может быть сокращение срока доставки при заказе". Результаты тестов зарубежной и отечественной BMW, к слову, показали, что наши машины по техническим параметрам не хуже.

Процесс создания совместных предприятий, скорее всего, будет развиваться: потенциал автомобильного рынка страны огромен. О планах использования мощностей всеволожского завода для сборки автомобилей S40 и V50 недавно заявила компания Volvo Car Russia, АвтоВАЗ достиг принципиальной договоренности с General Motors о совместном производстве Opel Astra.

Для дилеров других марок это означает дальнейшее ужесточение конкуренции. Для потребителей - повышение качества предоставляемых дилерами услуг.

Методы и информация

Исследование автомобильного рынка проведено АЦ "Эксперт-Урал" в ноябре 2003 года. В ходе исследования опрошено более 60 официальных автодилеров. Ответили на вопросы анкеты 17 автосалонов (28% от числа опрошенных). Из них три - "Уфа-АвтоВАЗ", "Машинный двор" и "НижневартовскавтоГАЗсервис" - представляют отечественные марки автомобилей. К сожалению, информационная доступность этого сегмента оказалась крайне низкой, и полученные данные приведены справочно.
В качестве основного показателя при составлении рейтинга использовался объем продаж автосалона на территории Уральского региона в натуральном выражении. Как вспомогательные использовались данные о структуре продаж по маркам и классам автомобилей, а также о динамике объемов продаж.