Заправилы

Автовладельцы повышают требования к заправкам: наравне с качественным бензином ценится уровень сервиса. Однако высокая доходность основной деятельности - реализации нефтепродуктов - тормозит развитие инфраструктуры АЗС

В уходящем году уральский рынок реализации нефтепродуктов отличало последовательное сокращение числа участников при росте рентабельности бизнеса. Еще два года назад рынок был низкорентабельным: прибыль при условии прозрачности бухгалтерии составляла 3 - 5% от оборотного капитала, что вынуждало многих торговать продуктом сомнительного происхождения и качества. Сейчас наблюдается снижение числа посредников, так как владельцы АЗС отдают предпочтение зарекомендовавшим себя маркам топлива. Входу на рынок новых игроков препятствует высокий финансовый барьер - значительные первоначальные вложения и обязательная предоплата поставок нефтепродуктов. Все это в комплексе привело к олигополии. Действующим участникам рынка, особенно небольшим розничным сетям, для повышения конкурентоспособности приходится дополнительно вкладываться в логистику, сервис и обучение персонала.

Розничный рынок нефтепродуктов развивается значительно активнее оптового: объемы продаж топлива через автозаправочные станции возрастают в регионе на 6 - 7% в год. Динамика обусловлена увеличением количества автомобилей в среднем на 7 - 10% ежегодно, при этом в крупных областных центрах автопарк растет в десятки раз быстрее, чем в регионе в целом. Его рост стимулирует развитие инфраструктуры. Новые дороги, строительство торговых и бизнес-центров, спортивных сооружений предполагают появление вблизи новых АЗС. Например, в Ижевске торговцы нефтепродуктами связывают перспективы развития бизнеса на ближайшие три-четыре года с принятым недавно решением о строительстве объездной дороги.

За последние полтора-два года определились основные игроки топливного рынка региона. Логотипы ЛУКойла, Сибнефти, ТНК для многих потребителей стали гарантией качества бензина: на загородных дорогах мало кто свернет на "серую", без федерального брэнда, АЗС. В крупных городах региона 40 - 60% розничного рынка нефтепродуктов контролируют независимые автозаправщики, не входящие в структуру нефтяных холдингов. В Екатеринбурге их доля значительно меньше - около 20%.

Короли бензоколонок

Тенденции развития розничного рынка нефтепродуктов определяют крупные нефтяные компании. Внутренний рынок привлек нефтяных гигантов вследствие смены конъюнктуры: резко упали объемы экспорта нефти. Заинтересованность в гарантированной системе сбыта заставила холдинги развивать розничные сбытовые сети: розница гораздо привлекательнее опта с его рисками отказа и сложностями переориентации больших объемов с одного рынка на другой.

В Пермской области Пермнефтепродукт, дочерняя структура ЛУКойла, на которую приходится основной объем продаж, расширяет сеть путем активной скупки и реконструкции действующих АЗС. Новые строятся преимущественно в крупных городах, и строительство (заметим, недешевое - от 300 тыс. до 1 млн долларов) окупится не скоро. По мнению начальника управления реализации нефтепродуктов и маркетинга ЛУКойл-Пермнефтепродукта Дениса Рюпина, сегмент насыщен, поэтому "основная задача участников рынка - оптимизация сети путем создания одной эффективно работающей станции вместо прежних трех".

В Екатеринбурге иная ситуация: из-за большой емкости быстро растущего рынка большинство новых АЗС сразу демонстрируют высокие объемы реализации вне зависимости от их расположения. "Если заправка расположена в центре, на въезде или выезде из города, рядом с основными транспортными магистралями, ее владелец вообще может не уделять внимания развитию логистики и маркетинга, объект и без того окупится за 6 -12 месяцев. Для сравнения: срок окупаемости загородных заправок - от 1,5 до 2 лет", - отмечает коммерческий директор Свердловскнефтепродукта Константин Котельник.

Существует, однако, фактор, одинаково сдерживающий во всем регионе и строительство новых АЗС, и развитие инфраструктуры на действующих. Это сложности, связанные с приобретением земли в собственность. Участки под заправки чаще выделяются во временное пользование, поэтому владельцы отказываются от строительства автомойки, помещения для шиномонтажа и замены масла, а также магазина или кафе: все это может фактически удвоить стоимость АЗС. К тому же развитие сервиса в условиях высокой доходности профильной деятельности экономически не оправдано. На Западе доход от реализации нефтепродуктов составляет около 2 долларов с тонны, а у нас тот, кто не платит налоги, получает до 90 долларов с тонны - более 2,5 рубля с каждого литра. Доходы от профильной деятельности в течение ближайшего времени, по оценкам специалистов, будут оставаться на высоком уровне. В таких "шоколадных" условиях, по словам Константина Котельника, крупные компании заинтересованы только в повышении объемов реализации.

В развитии и расширении сервисных пакетов, сопутствующих продаже нефтепродуктов, более всего заинтересованы независимые АЗС и те, которые находятся в управлении джоберов или франчайзеров. Обе схемы доверительного управления предполагают работу под брэндом производителя нефтепродукта. (При джоберстве АЗС находится в собственности компании-поставщика, а руководит ее работой внешний управляющий. Франчайзинг предполагает контракт между крупной нефтяной компанией и независимой АЗС: компания снабжает заправщика топливом и брэндом, но передачи прав собственности не происходит.) Выгоды для обеих сторон очевидны. По оценке заместителя генерального директора по развитию розничной сети Уральской нефтяной компании (УНК) Алексея Бородина, одно только наличие брэнда федерального холдинга, например ТНК, увеличивает обороты АЗС на 13 - 18%. Крупные вертикально-интегрированные компании заинтересованы в делегировании управления АЗС более мобильным структурам, специализирующимся на услугах в этом сегменте. Нефтяные гиганты, занимаясь общей стратегией развития, добычей и переработкой, не столь оперативно реагируют на стремительно меняющиеся требования клиентов АЗС, отмечает Алексей Бородин.

ТНК имеет положительный опыт сдачи своих станций в аренду в Москве, Курске и Туле в рамках джоберской программы. Ее подразделение УНК также планирует развивать сеть путем строительства или покупки АЗС и последующей их сдачи в управление специалистам, способным более профессионально их содержать, работать с местными контролирующими и проверяющими органами, а также с потребителями. В Свердловской области крупные компании предпочитают франчайзинговую схему, не обремененную эксплуатационными издержками. Проблема, однако, в том, что передача "технологии зарабатывания денег" подразумевает четкое выполнение независимой АЗС всех условий контракта. Распространенное, по словам Константина Котельника, несоответствие стандартам качества обслуживания ухудшает впечатление потребителей о торговой марке. Но жесткие меры принять нельзя: российское законодательство не позволяет нефтяным компаниям диктовать джоберу или франчайзеру цены и методы продажи нефтепродуктов. Поэтому заправки, работающие под одним брэндом даже в пределах Екатеринбурга, могут отличаться и уровнем обслуживания, и ценами (на 10 - 15 копеек за литр).

Почем литр светлого

Для многих потребителей цена на топливо не служит основным критерием выбора заправки: в городе важнее, чтобы АЗС была по дороге, за городом - чтоб имела федеральный брэнд. По наблюдениям профессиональных участников рынка, критическая разница в цене (при которой будет происходить отток клиентов) - около 30 копеек за литр. Особенно чувствительно на изменение цены реагируют владельцы недорогих автомобилей, а их немало. Так, в Свердловской области модели ВАЗ до "семерки" составляют треть автопарка.

Ценники на АЗС не переписывались с лета, притом что отпускные цены растут: рост позволяет нивелировать "вилка" в 2 - 2,5 рубля за литр, установившаяся после весеннего скачка розничных цен. По оценкам специалистов, заправщики смогут поддерживать стабильность до тех пор, пока разница между оптовыми и розничными ценами не достигнет 1,5 - 1,7 рубля за литр. Но с 1 января 2004 года подъем цен неизбежен: на 10 - 12% вырастут акцизы на нефтепродукты.

Кроме того, внутренние цены на бензин во многом зависят от величины спроса на российскую нефть за рубежом. Смена мировой конъюнктуры регулирует мощность потока нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок. По словам президента Тюменского топливного союза Олега Симонова, за последний год только тюменские нефтеперерабатывающие заводы увеличили производство примерно в десять раз. В условиях увеличения объемов производства крупные холдинги, на которых в первую очередь отражается смена конъюнктуры, озабочены созданием гарантированной системы сбыта нефтепродуктов внутри страны. Сбыт нефтяные компании ведут через оптовые продажи предприятиям, использующим топливо для собственных нужд, поставку горючего независимым АЗС и через собственные сбытовые сети. Основной объем продукта идет на российские АЗС именно от крупных нефтеперерабатывающих заводов. Небольшие мощности, ориентированные на внутренний рынок, пока не способны влиять на сложившуюся схему ценообразования.

Крупные и независимые

Состав игроков в сегменте розничных продаж нефтепродуктов на разных территориях Уральского региона различен: в одних областях рынок зависит от поведения владельца широкой сети АЗС, в других - велика конкуренция между крупными компаниями и независимыми заправщиками. Высоким накалом конкуренции отличается рынок нефтепродуктов в Свердловской области и Екатеринбурге: крупным нефтяным компаниям (Сибнефти, ЛУКойлу и ТНК), а также крупнейшим независимым сетям (ЕДИАРу и Уралбизнеснефти) суммарно принадлежит только половина АЗС. По объему реализации лидерство сохраняется за Сибнефтью, через заправки которой в области продается более 60% светлых нефтепродуктов. И хотя перерабатывающий завод ЛУКойла в Перми вдвое ближе, чем завод Сибнефти в Омске, доля пермских нефтепродуктов, поставляемых на рынок Екатеринбурга и области, по данным госнефтеинспекции Свердловской области, неуклонно сокращается.

В Пермской области ЛУКойл-Пермнефтепродукт, естественно, самый крупный игрок: его доля в общем объеме реализации на розничном рынке более 60%. Остальное делят частные предприятия, самое крупное из них - финансово-промышленная компания " Дан" - владеет шестью АЗС. Цены на заправках ЛУКойла в Перми и Пермской области не отличаются от цен на АЗС компании в других областях Уральского региона.

В Тюменской области насчитывается порядка трехсот АЗС, в черте Тюмени - около сотни. Доля розничного рынка, контролируемая крупными компаниями, увеличилась: Сибнефть-Тюменьнефтепродукт и ЛУКойл скупили довольно много АЗС как в Тюмени, так и в других населенных пунктах, в основном на юге области. За скупкой последовала логичная ликвидация малоэффективных и нерентабельных точек, выживающих за счет демпинга на некачественном бензине.

По словам Олега Симонова, игроки тюменского рынка АЗС - это в первую очередь Тюменьнефтепродукт и ЛУКойл, сети " Никифор", " Гранд-2", Сибнефтепродукт, а также несколько десятков компаний, владеющих двумя-тремя АЗС. По оценкам специалистов, Сибнефть держит в среднем 25 - 26% рынка, "Никифор" - около 8%, ЛУКойл - порядка 5 - 6%.

На розничном рынке Удмуртии и Ижевска заправляют две компании: Удмуртнефтепродукт, контролирующий до 50% республиканского рынка розничной продажи нефтепродуктов, и Аспек-Нефтепродукт, управляющий каждой четвертой заправочной станцией. Кроме них в республике работают мелкие продавцы топлива - компании "Столица", Радиозавод, Прикамнефтепродукт и др. В столице Удмуртии конкуренция более жесткая: из почти 60 АЗС Ижевска Удмуртнефтепродукту принадлежат 20, Аспек-Нефтепродукту - 13 (при этом он лидирует по объему продаж), АЗС-Сервису - 8. Остальное приходится на долю ЛУКойла, Татнефти, "Медведя" и Центра-Well.

Общая тенденция розничного рынка нефтепродуктов всего Уральского региона - сокращение числа игроков при росте количества АЗС и объема предложения.

Карты и пистолеты

С насыщением топливного рынка конкурентоспособность операторов все более зависит от спектра и качества дополнительных услуг. На независимых АЗС сопутствующий сервис представлен, как правило, лучше, чем на заправках крупных нефтяных компаний.

Наиболее востребованы автомойки, поэтому владельцы АЗС используют их чаще сами, а остальные помещения сдают в аренду. На загородных "ленивых" заправках дополнительные услуги не предоставляются вовсе, хотя проезжающие оценили бы там наличие магазина, туалета, кафе и телефона-автомата.

Развитие сервиса, как мы уже отмечали, сдерживается объективной ситуацией на рынке. Так, по данным начальника информационно-аналитического отдела компании ЕДИАР Евгения Огибенина, доходы от основной деятельности на заправках в 3 - 4 раза выше тех, которые можно получить от объектов внутренней инфраструктуры. Кроме того, высоки расходы на содержание персонала: заработная плата составляет около 40% в структуре общих расходов.

Несмотря на это, сети АЗС во многих городах начали соревноваться в развитии комплексов и предоставлении бонусов и скидок. В Ижевске с точки зрения комфортности обслуживания лидерство за Аспек-Нефтепродуктом, владеющим оборудованием в основном нового образца, с электронными колонками и заправочными пистолетами в оболочке, не повреждающими покрытие автомобиля. Щиты при въезде в город сообщают об адресах "аспековских" заправок с мойками. Инфраструктура заправочных комплексов предполагает продажу продуктов питания, автоаксессуаров, прессы. Сеть Удмуртнефтепродукта включает и современные комплексы, где можно приобрести авто- и потребительские товары, подкачать колесо или протереть стекла, и старые АЗС, сохранившиеся с советских времен.

Оборудование для АЗС на Урал поставляют 12 европейских производителей и пара российских. Отечественное примерно в пять раз дешевле зарубежного. Никто из российских производителей, даже лидер компания " Нара", не выпускает компактные многопистолетные бензоколонки. Поэтому на тесных городских АЗС ставят импортное оборудование, а на трассовых - отечественное. Все оборудование достаточно надежно и оснащено дополнительными опциями, например, позволяет наливать бензин "до полного бака".

На многих АЗС работают заправщики, хотя, по расчетам владельцев, их наличие не приводит к увеличению объема реализации. Зато растут расходы на оплату труда персонала, а это значительная статья затрат розничных торговцев нефтепродуктами. Переход к полностью автоматическим АЗС, доля которых, например, в Германии составляет 45%, в Уральском регионе произойдет не скоро. Пока на всю Россию действует только четыре таких заправки, и все - в Санкт-Петербурге.

Идет соревнование и в сфере оплаты услуг. В ходу дисконтные и клубные карты. По расчетным пластиковым картам Сибнефти для физических и юридических лиц в рамках региона клиент может получить скидки на бензин и сопутствующие услуги и оплатить их стоимость. На заправках ЛУКойла действует система "Три карты": первая представляет собой пластиковый кошелек, позволяющий заправляться на 800 АЗС по всей России, две другие - региональные. Независимые сети АЗС предлагают более интересные решения. Так, в Екатеринбурге ЕДИАР и Уралбизнеснефть совместно с рядом магазинов предлагают клиентам воспользоваться накопительной скидкой по клубной карте. А карты Удмуртнефтепродукта дают право накапливать дисконтные средства для оплаты добровольного страхования автогражданской ответственности.

Бензослив

На рынке нефтепродуктов прослеживается тенденция объединения независимых АЗС в региональные некоммерческие партнерства. Так, в некоммерческое партнерство "Удмуртская топливная ассоциация" входит восемь корпоративных членов: все игроки, работающие на розничном рынке нефтепродуктов республики ( Удмуртнефтепродукт, Аспек-Нефтепродукт, АЗС-Сервис, Прикамнефтепродукт, Радиозавод, компании " Медведь", " Столица") и предприятие "Школа мотоспорта", занимающееся подготовкой специалистов для работы на АЗС. Ассоциация создана для координации действий субъектов рынка, защиты их интересов, в том числе путем изменений в законодательстве. "Наши действия никак не связаны с ограничением конкуренции, - говорит президент некоммерческого партнерства Сергей Лахов. - Напротив, когда антимонопольный комитет обвинял членов Ассоциации в ценовом сговоре при росте цен на топливо в январе 2002 года, мы оспорили обвинения в судебном порядке".

На Среднем Урале с 5 ноября этого года начала действовать ассоциация независимых предприятий топливообеспечения "Уральский топливный союз" (УТС). 15 участников УТС, в том числе крупнейшие сети ЕДИАР и Уралбизнеснефть, совокупно контролируют более 20% розничного рынка нефтепродуктов (94 АЗС) Свердловской области. С предложением создать союз независимых владельцев АЗС около четырех месяцев назад выступил ЕДИАР. Обращение декларировало основную цель создаваемого союза - "противостояние поглощению мелкого бизнеса крупными нефтяными компаниями". По мнению директора компании "Техас-Гермес" Александра Полежаева, независимым предприятиям нефтепродуктообеспечения стоит объединиться, чтобы выработать новые пути взаимодействия с крупными нефтяными компаниями, поскольку сотрудничество на условиях франчайзинга в связи с отменой льгот по приобретению топлива теряет привлекательность.

Независимые участники рынка будут сотрудничать, по словам директора УТС Сергея Шияна, в закупке крупных объемов нефтепродуктов, ведении слаженной ценовой политики, организации хранения нефтепродуктов, консультациях по управлению бизнесом, а также при введении единой карточной системы. Если независимая АЗС редко продает больше 500 тонн нефтепродуктов в месяц, то суммарная реализация УТС составит более 15 тыс. тонн. Такие объемы интересны любой нефтяной компании, поэтому участники намерены добиться более низких цен поставки и гарантировать их своевременность. Совместный закуп и слаженная ценовая политика, по мнению членов УТС, заставят такие компании, как Сибнефть и ЛУКойл, считаться с консорциумом как с реальной силой.

В отличие от уже существующих аналогичных объединений в Удмуртии, Башкирии и Тюменской области, в УТС, утверждает Сергей Шиян, войдут компании не только Свердловской области: ведутся переговоры о присоединении к ассоциации независимых АЗС Челябинской области. Совместные действия позволят участникам союза результативно бороться за снижение высоких арендных ставок. Положительных результатов в этом сумела добиться, например, ассоциация независимых АЗС в Казани.

Жесткая система контроля за качеством в рамках топливных союзов и увеличение доли сбытовых сетей нефтяных компаний привели к уменьшению притока некачественного топлива на рынок региона. Однако, уверен начальник ФГУ "Госэнергонадзор" по Свердловской области Людвиг Иванов, достигнутые результаты не могут быть стабильными, пока не будет одинаково трактоваться федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части, связанной с реализацией топлива на розничном рынке. А за прошедший год данный закон пересматривался трижды, и это, безусловно, расхолаживает предпринимателей.

Автомобилист нынче пошел разборчивый. Он все чаще заправляет машину топливом зарекомендовавшей себя марки, пусть даже более дорогой: автомобиль еще дороже. Решающим фактором при выборе из двух соседних АЗС становится уровень сервиса, поэтому королям бензоколонок необходимо знание требований клиента и оперативное реагирование на их изменения. Им нужно быть ближе к народу. А кто может быть ближе и оперативнее, чем малый бизнес? Недаром мировые брэнды BP и Shell давно отдают собственные АЗС в управление и расширяют франчайзинговую сеть: на Западе заправка - экономически выгодный объект индивидуального предпринимательства. Российские нефтяные холдинги тоже встают на этот путь. Возможно, и на Урале управление АЗС станет когда-нибудь семейным бизнесом.