Карты - к деньгам

Олег Власов
8 декабря 2003, 00:00
  Урал

Региональные банки всерьез задумались о консолидации интересов на рынке "пластика". Без нее дальнейшее развитие рынка и расширение клиентуры будет затруднено

Уральский рынок банковских платежных карт завершает восьмой год существования (массовый выпуск начался в 1996 году) в хорошей форме: с достойными количественными показателями, на качественно новом уровне обслуживания клиентов. Без преувеличения, 2003 год стал годом перелома. До сих пор "пластик" воспринимался широкой общественностью негативно - как навязанный работодателем "ключ" к банкомату, где зарплата лежит. Теперь карта становится реально действующим расчетным и кредитным инструментом. Те же "зарплатники", постигшие азы взаимоотношений с куском разукрашенной пластмассы, пользуются предоставляемыми картой возможностями делать сбережения, покупать товары в кредит, получать скидки. Активно развиваются совместные карточные программы банков и туристических компаний, торговых и развлекательных центров, дающие владельцам "пластика" дополнительные преимущества.

Разумеется, всегда будут люди, которые пользуются картой один раз в месяц - исключительно для снятия наличных в кассе или банкомате в день выдачи жалованья. Но уже есть и те, кто принципиально не снимает наличных: они делают покупки и отдыхают только там, где можно рассчитаться по карте. В этом для них - особый драйв. Кое-кто даже добровольно берет на себя некую социальную миссию, буквально вынуждая неграмотных и ленивых торговцев принять-таки оплату по карте, логотип которой находится на входной двери магазина сугубо в эстетических целях. В итоге радуются и кассиры, сумевшие впервые в жизни "договориться" с импринтером, и покупатели, обернувшие в свою веру еще одного человека по ту сторону баррикад, проходящих как раз через прилавок. Да, примеры эти единичны. Но они есть - и убеждают в том, что меняется не только ситуация на рынке пластиковых карт, но и финансовая культура тех, ради кого этот рынок создан. О том, что предпринимают банки, чтобы превратить карты из средства снятия наличных в полноценные финансовые продукты с расширенными расчетными и кредитными функциями, наш журнал подробно рассказывал полгода назад (см. публикацию "Переход наличности" в 18 (100) от 19.05.03).

Основная масса крупных предприятий уже реализовала зарплатные проекты, а большинство розничных клиентов обзавелись "пластиком". Потенциал дальнейшего развития - в расширении клиентской базы, прежде всего за счет сотрудников бюджетных организаций. Бюджетники же считают каждую копейку, поэтому банкирам волей-неволей придется искать пути снижения издержек и обеспечения дополнительных экономических преимуществ для владельцев карт. На рынке уже происходят события, которые должны сделать бытовое использование "пластика" еще более удобным и выгодным. Главное, на что наконец решились банки, - это консолидация действий.

Долой очереди у банкоматов!

Именно под таким заголовком был распространен один из пресс-релизов, рассказывающих об объединении банкоматных сетей. Конечно, очереди возникают по вполне объективным причинам: многие обладатели карт стремятся получить поступившие на карточный счет деньги сразу. Не все умеют говорить с банкоматом на его языке, поэтому иногда ждать приходится долго. При этом для непосвященных ситуация со стороны выглядит абсурдно: у одного банкомата толпа, а у соседнего той же системы - никого. Объяснение простое: банкоматы обслуживают карты "своего" банка без комиссии, а "чужого" - за комиссионный процент. И хотя сумма комиссии в общем невелика, подавляющее большинство "зарплатников" не хотят платить за то, чтобы получить свою собственную зарплату. Из принципа. По этой же причине многие едут через полгорода к "своему" бесплатному банкомату, хотя рядом с их домом есть банкомат, но он "чужой" и платный.

О необходимости решать этот вопрос через создание банковских альянсов говорили много лет, однако реальный шаг в этом направлении в Екатеринбурге сделан лишь в июне 2003 года. Свои банкоматы объединили Уралвнешторгбанк и СКБ-банк, создав первую объединенную сеть банкоматов на Урале. Месяц назад в нее вошел третий участник - Екатеринбургский муниципальный банк. Суммарное количество банкоматов трех банков, эмитирующих и обслуживающих карты самой распространенной в Свердловской области системы Union Card, - свыше 70. Они расположены как в областном центре, так и в других городах. Руководители банков делают акцент на том, что объединение сетей производилось на основе российской платежной системы. "То, что произошло на базе отечественной платежной системы Union Card, на иностранной базе было бы невозможно, - утверждает президент Уралвнешторгбанка Валериан Попков, защищающий интересы национальной платежной системы. - Руководство Union Card пошло нам навстречу, поддержало нас и правительство Свердловской области. Аналогов созданной сети банкоматов не существует. Мы надеемся, что технологические решения и возможности, которые уже дает наша банкоматная сеть, и которые мы еще внедрим, привлекут и другие уральские банки". Попков отметил, что переговоры по этому поводу ведутся сейчас со Свердлсоцбанком.

Председатель правления СКБ-банка Михаил Ходоровский отмечает, что после объединения банкоматов резко - в полтора раза - выросло количество транзакций. "Мы проповедуем продуктивную конкурентную стратегию, когда партнеры ищут точки соприкосновения, работая в интересах и друг друга, и собственного бизнеса, и клиента", - говорит он.

Президент Екатеринбургского муниципального банка Михаил Ситников обращает внимание на социальные последствия создания объединенной сети банкоматов: "Администрация города внедряет программу перехода на казначейское исполнение городского бюджета. В связи с этим в течение 2003 года выдано более 60 тысяч пластиковых карт работникам бюджетной сферы. Отказ от комиссии позволяет экономить деньги наших не очень богатых клиентов".

Этот банкоматный альянс - не единственный. В октябре подобное соглашение об объединении банкоматов заключили екатеринбургские банки "Северная казна" и "Гран". Общая сеть насчитывает более 90 банкоматов Екатеринбурга и крупнейших городов области, что делает ее самой крупной в регионе. Следующим шагом банков-партнеров будет объединение банкоматов в универсальную сеть " Экономъ", созданную в этом году банком "Северная казна" и обслуживающую карты ряда платежных систем, представленных в регионе, в том числе карты банков " Северная казна" и " Гран", систем Visa, MasterCard, Accord. Сеть позволяет также оплатить через банкомат услуги сотовой связи, коммунальные услуги, счета интернет-операторов - спектр операций постоянно расширяется. Предполагается, что в будущем количество банкоматов в объединенной сети увеличится до 110.

Сегодня бюджетник, а завтра - "зарплатник"

Несмотря на целый ряд качественных изменений, основная проблема - обеспечение эффективного обслуживания "пластика" в торговой сети - остается нерешенной. Крупные торговые центры, использующие передовые технологии и ориентирующиеся на обеспеченных покупателей, уже давно принимают карты к оплате. Также успешно развиваются взаимоотношения "пластика" и торговли в тех городах, где зарплатные проекты реализованы на градообразующих предприятиях. А вот магазины и предприятия общепита, чей контингент - люди небогатые, не спешат приобщиться к прогрессу. Создавать систему под единичных покупателей - и накладно, и невыгодно. Значит, банкам так или иначе придется обеспечивать "пластиком" и сравнительно небогатых земляков. Судя по всему, именно бюджетные организации окажутся в центре внимания банков-эмитентов в новом году.

Между тем экономический совет при губернаторе Свердловской области в октябре собрался на специальное заседание по вопросам развития безналичных расчетов с использованием банковских карт. В частности, он рассмотрел "Программу развития безналичных расчетов населения с использованием банковских карт, безналичных расчетов за жилищно-коммунальные услуги на территории Свердловской области на 2003 - 2007 годы", разработанную межотраслевой рабочей группой с участием представителей Уральского банковского союза, кредитных организаций, Главного управления Банка России по Свердловской области и областных министерств. Как отмечается в документе, "в большинстве экономически развитых муниципальных образований имеется необходимая инфраструктура обслуживания держателей карт по выдаче наличных денежных средств". При этом, по данным разработчиков программы, в Екатеринбурге банковскими картами владеют 43% населения, в Серове, Полевском, Краснотурьинске, Качканаре, Североуральске, Нижнем Тагиле, Ревде - от 28 до 39%, в Лесном, Каменске-Уральском, Заречном, Верхней Пышме - от 19 до 25%. Среднеобластное значение - 19%. Имея столь солидный "стартовый капитал", чиновники, работодатели и банкиры могут совместными усилиями решить целый ряд проблем, приступив к массовой реализации зарплатных проектов в бюджетных организациях.

Доводы тех, кто ратует за расширение сферы влияния "пластика", резонны: реализация программы позволит увеличить собираемость коммунальных платежей и налогов, повысить учтенный денежный оборот, снизить издержки налично-денежного оборота, обеспечить развитие внутреннего потребительского спроса. И это при том, что предложенная программа не требует больших бюджетных вложений, банки технологически готовы к реализации программы областного масштаба (в том числе за счет объединения банкоматных сетей), а увеличение количества держателей карт даст мощный импульс развитию безналичных операций в торговле и сфере услуг.

Экономический совет решил рекомендовать главам муниципалитетов принять участие в выполнении программы, а ряду ключевых областных ведомств поручил обеспечить выполнение плана мероприятий. Единственный вопрос, который остается нерешенным, - под флагом какой системы объединяться? Ответ на него не так прост, как может показаться. При том, что формально безусловным лидером по количеству выпущенных карт в Свердловской области является российская Union Card, знакомы с этой системой далеко не везде. В том же Нижнем Тагиле вполне успешно работает локальная городская система на картах "Тагил-банка". Некоторые города "замкнуты" на карты "Северной казны", другие - на VISA, которая, кстати, весьма агрессивно и успешно осваивает область. Наступающий 2004 год обещает пройти под знаком ожесточенной борьбы за право реализовывать зарплатные проекты в бюджетных организациях, и здесь многое зависит от того, удастся ли банкам продвинуться в начавшейся консолидации интересов на рынке "пластика".

Карты скажут все

Территории. Количество пластиковых карт различных платежных систем на территории Большого Урала (областей Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской, Курганской, Тюменской с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами, а также Башкирской и Удмуртской республик) стабильно увеличивается - в среднем на 80 - 90 тыс. штук ежемесячно.

По данным на 1 июля 2003 года (более оперативной официальной информации нет), совокупное количество карт достигло 4,1 млн штук. Это 22% от общероссийской эмиссии, составляющей 18,5 млн. По состоянию на начало текущего года в регионе обращалось 3,5 млн карт, или 25% от общероссийской эмиссии (14 млн). Развитие ситуации позволяет предположить, что к концу 2003 года емкость регионального рынка пластиковых карт составит не менее 4,5 млн штук.

Самыми "карточными" регионами традиционно являются Тюменская (около 1,2 млн карт) и Свердловская (0,9 млн) области, а также Башкирия (0,7 млн). По количеству эмитированных карт среди субъектов РФ Тюменская и Свердловская области занимают 3-е и 4-е места в стране после Москвы и Санкт-Петербурга.

Системы. В общей сложности на Урале представлено около двух десятков платежных систем международного, федерального и локального масштаба. Несмотря на многочисленные декларации банкиров о необходимости согласованных действий на рынке пластиковых карт, консолидирующая система (т.е. имеющая максимальные количественные показатели по Большому Уралу в целом и при этом равноправно представленная во всех областях и республиках региона) по-прежнему отсутствует.

Лидерами по объему эмиссии в регионе на 1 июля 2003 года являются VISA International и Union Card (свыше 0,9 млн карт по каждой), Accord (более 0,6 млн карт), система Сбербанка России АС "Сберкарт", а также " Золотая Корона" (около 0,4 млн карт по каждой).