Реальный товар на валютной бирже

15 декабря 2003, 00:00
  Урал

Уральская региональная валютная биржа (Екатеринбург) провела 4 декабря первые торги продукцией машиностроения. Внимание биржи к товарному направлению обусловлено намерением ее руководства диверсифицировать бизнес: либерализация валютного законодательства и политика ФКЦБ привели к тому, что наиболее прибыльные операции с валютой и ценными бумагами "голубых фишек" утекли на столичные площадки.

Торги состоялись: продукция ФГУП "Уралвагонзавод" (погрузчики, цистерны для нефтепродуктов, газовые баллоны) привлекла двух покупателей - ООО " УралИжСервис" и ЗАО "Уральская бронетанковая техника". За день зарегистрированы 22 сделки на 29 млн рублей. "Это неплохой показатель, - считает управляющий фондовым отделом биржи Максим Костылев. - В перспективе мы намерены нарастить объемы и расширить спектр товаров: в нашем реестре указаны цветные и черные металлы, топливо, электроэнергия". Торги предполагается проводить еженедельно. Сейчас биржа аккредитует потенциальных покупателей и продавцов. Какие производители примут участие в следующих торгах, на бирже не говорят, известно только, что это предприятия машиностроительной и пищевой отраслей.

Товарное направление становится приоритетным для региональных бирж. Недавний пример: летом 2003 года Екатеринбургская фондовая биржа провела первые успешные торги нефтепродуктами. А Уральская региональная валютная биржа еще в 2002 году приняла участие в государственных зерновых интервенциях: за три месяца заключено сделок на 450 млн рублей. Опыт оказался удачным. Отсутствие классического биржевого рынка, на котором бы торговались стандартизированные товары, подтолкнуло к идее торгов-аукционов готовой продукцией промышленных предприятий.

"Почти все предприятия имеют собственные дилерские сети, торговые дома, - говорит Максим Костылев. - Мы предлагаем им дополнительный способ продвижения продукции и помогаем в определении ценовых ориентиров". По мнению менеджера, для формирования цены-индикатора необходимо, чтобы через биржу продавалось не менее 30% продукции предприятия. Если учесть, что продажи гражданской продукции УВЗ (а это порядка половины от общей выручки завода за 2002 год - 14,8 млрд рублей) шли внебиржевым путем, биржевикам придется приложить немалые усилия, чтобы убедить промышленников в полезности подобных аукционов. Пока же, по словам начальника отдела маркетинга Уралвагонзавода Михаила Барона, главное достоинство биржевых сделок - оперативность заключения контрактов и возможность расширения рынков сбыта.

Екатеринбург