Строительная пауза

Дмитрий Толмачев
15 декабря 2003, 00:00
  Урал

Инвестиции крупных игроков отразятся на промышленности стройматериалов региона не раньше, чем через два-три года. До тех пор растущий внутренний спрос будут покрывать импорт и продукция из других регионов страны

 

В ноябре появилась информация о смене собственника на двух крупных цементных заводах в Челябинской области: коркинский Уралцемент купила компания Lafarge, а Катав-Ивановский цементный - холдинг Евроцемент. Lafarge, ведущий мировой производитель цемента, владеет Воскресенскцементом в Московской области. Евроцемент - крупнейший российский игрок отрасли, объединяет Михайловский, Липецкий, Савинский цементные заводы, а также "Мальцовский портландцемент". Ключевая причина интереса инвесторов - растущий внутренний рынок потребления стройматериалов. Объемы жилищного строительства по итогам десяти месяцев этого года выросли в целом по региону на 14%, объемы инвестиций в основной капитал - на 6%. А рост промышленности стройматериалов отстает. По итогам первого полугодия-2003 в России он составил 6%, а на Урале - только 1%, за десять месяцев - 2%. В чем причина?

Промышленность стройматериалов объединяет несколько десятков подотраслей. Чтобы не утонуть в цифрах, мы взяли четыре самых показательных сегмента: производство асбеста, стекла, кирпича и цемента. Эти секторы обладают двумя важными качествами, по которым можно судить о состоянии промышленности стройматериалов в целом. Во-первых, вокруг каждого группируются многочисленные смежники, выпускающие асботехнические, асбоцементные, асбокартонные изделия, бетон, железобетон и так далее. Во-вторых, эти отрасли охватывают различные рынки сбыта: асбестовая работает в основном на экспорт и конкурирует на внешних рынках; цементная и кирпичная ориентированы на внутренний рынок и в силу специфики полностью (или почти полностью) избавлены от конкуренции извне; наконец, производители стекла работают в основном на внутренний рынок, но в наиболее перспективном сегменте термополированных стекол сильна конкуренция с импортом. Рассмотрим ситуацию в каждом из четырех секторов.

Цемент: перестройка началась

Цементная промышленность отличается от других отраслей высоким уровнем присутствия иностранного капитала. В разное время в покупку российских цементных активов вложились крупнейшие мировые игроки: швейцарский Holcim, французский Lafarge и немецкий Dyckerhoff. Сегодня на эти компании приходится свыше 20% выпускаемого в стране цемента. Еще столько же приходится на российский холдинг Евроцемент, включающий четыре крупных цементных завода в центральном регионе страны и Архангельской области.

На Урале до 2003 года ведущие игроки были представлены только концерном Dyckerhoff, контролирующим Сухоложскцемент в Свердловской области: несколько лет назад компания приобрела контрольный пакет завода и вложила значительные средства в производство тампонажного цемента, используемого в нефтяных скважинах. Остальные отраслевые активы распределялись между разрозненными собственниками. В этом году ситуация изменилась. В первом полугодии Евроцемент приобрел у Восточного цементного холдинга завод " Невьянский цементник" (Свердловская область), во втором - уже упомянутый Катав-Ивановский цементный завод. Правда, в самой компании эту информацию не подтвердили, но неофициально представители обоих заводов сообщили, что собственником стал именно Евроцемент. А в ноябре на Урал пришел Lafarge.

Интерес крупнейших игроков к уральским производителям объясняется достаточно просто. Дело в том, что рынки цемента сильно локализованы. При дальней транспортировке доля тарифа на грузоперевозки может достигать половины себестоимости продукта, что делает такие поставки экономически невыгодными. Поэтому завод, худший с точки зрения технологий, но расположенный ближе к рынку потребления, будет заведомо в выигрышной конкурентной позиции.

Основные активы крупнейших игроков концентрировались до сих пор в Центральном регионе, ориентированном на сбыт цемента в Москву. Для выхода на перспективные растущие рынки Западной Сибири и Урала нужны либо инвестиции в создание новых предприятий, либо покупка действующих заводов. Пока налицо второй путь. Впрочем, в отношении Lafarge это не совсем так: компания заявила, что на базе крупнейшего российского актива Воскресенскцемента она будет строить по сути новый завод, а старый нужен ей лишь для экономии на инфраструктуре производства и получении стартовых позиций на местном рынке (см. "Эксперт", 14 (368) от 14.04.03). А это значит, что и на месте коркинского завода через какое-то время может вырасти очень сильный конкурент местным производителям. Модернизация скорее всего коснется и уральских активов Евроцемента.

Сегодняшняя ситуация на уральском рынке такова, что объемы производства цемента стабильно снижаются, тогда как в целом по стране - растут. Причина не в недостатке спроса, что хорошо видно по динамике роста основных потребляющих цемент отраслей. Дело в качестве: большинство уральских заводов работают по затратной "мокрой" технологии и выпускают относительно менее качественный продукт (портландцемент марок 300 - 400). Часть спроса закрывают заводы, расположенные в Восточной Сибири и Центральном регионе. Приход новых игроков, серьезные инвестиции в снижение себестоимости производства и повышение качества изменят соотношение сил. И тогда производство цемента на Урале как минимум встроится в общероссийскую тенденцию.

Кирпич: стоим

Ситуация в цементной промышленности примерно повторяется и в производстве стеновых керамических материалов (читай - кирпича). Здесь конкуренция также носит внутрирегиональный характер из-за высокой доли транспортных издержек, крупные заводы ориентированы в основном на расположенные поблизости рынки Сибири и Казахстана.

Отличие - в масштабах. Один из крупнейших российских кирпичных заводов, Ревдинский, по объемам реализации на полпорядка меньше не самого крупного цементного завода - Сухоложскцемента. Поэтому глобальных инвесторов этот сегмент не слишком интересует. Впрочем, российские игроки в бизнес вкладываются. Так, УГМК инвестировала около полутора миллионов долларов в модернизацию производства кирпича и еще 4 млн долларов - в новое производство, технологическую линию Tensiland для выпуска предварительно-напряженных железобетонных плит.

Стагнация в сегменте вызвана, кроме нехватки мощностей, спецификой рынка жилищного строительства. По словам директора по строительству и реконструкции УГМК Сергея Ерыпалова, "строительство жилья повышенной комфортности в истинном понимании этого слова практически не ведется. Вместо кирпичей чаще используются более дешевые, но менее долговечные и экологически безопасные материалы".

Стекло: интерес есть, денег нет

Стекольная промышленность отличается от цементной и кирпичной тем, что здесь высока конкуренция с импортом, причем в наиболее дорогом сегменте. Дело в том, что формально мощности российских заводов превышают потребности внутреннего рынка. Но на практике избыток касается только мощностей, производящих стекло с относительно низкими характеристиками (марки М4 и выше). Качественного стекла (марок М1 - М3) хронически не хватает. Основные его производители в России - Салаватстекло на Урале, Борский и Самарский заводы в центре страны. Они используют современную технологию термополирования (флоат): стекло затвердевает на жидком металле, благодаря чему получается исключительно ровным и без оптических дефектов. Остальные российские производители применяют устаревшую технологию вертикального вытягивания. Причем флоат-мощности загружены практически полностью, тогда как половина заводов, работающих по технологии вертикального вытягивания, вообще остановлена. Другая российская особенность: в отличие от мировой стекольной промышленности, где действует ограниченное число глобальных и крупных региональных игроков, у нас три уже упомянутых крупных предприятия окружены множеством мелких производителей.

Основной потенциал развития отрасли заключается в расширении флоат-мощностей. В целом по стране производство термополированного стекла не растет, избыточный спрос покрывается импортом. Еще хуже ситуация на Урале, где кроме салаватского предприятия высококачественного стекла не делает никто. Так, в сегменте автостекла, по словам директора уральского регионального центра автомобильного стекла " Боравтостекло" Николая Мотырева, "основную конкуренцию продукции Борского завода составляет импорт, а также мелкие кустарные производители, которые поставляют на рынок низкокачественную, но дешевую продукцию".

При растущем спросе на цемент объемы его производства в целом по стране увеличиваются, а на Урале - стабильно падают. Причина в качестве: большинство уральских заводов работают по затратной "мокрой" технологии и выпускают цемент менее качественных марок

Инвестиции, необходимые для перевода среднего завода на новую технологию, составляют по различным оценкам от нескольких десятков до полутора сотен миллионов долларов. Привлечь подобные средства в состоянии только крупные предприятия. Наиболее успешный пример - Борский стекольный завод, основными акционерами которого сегодня являются бельгийский концерн Glaverbel (36,4%), Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация (по 19,5%). Кроме того, в Подмосковье, где расположен основной производитель кварцевого песка Раменский ГОК, группой компаний БАМО уже построен завод "БАМО-Флоат-Гласс". Там же реализуют проекты строительства двух заводов уже упомянутый Glaverbel и крупнейший мировой производитель стекла британская компания Pilkington.

В общем, стекольная отрасль должна быть интересна иностранным инвесторам не менее цементной. Но на Урале их присутствие пока незаметно. Единственный заявленный проект - протокол о намерениях, подписанный в октябре 2003 года Ирбитским стекольным заводом и немецкой компанией Horn glass industries AG. Он предусматривает строительство линии прокатного узорчатого стекла общей стоимостью 10 млн евро. Впрочем, учитывая категорический отказ представителей завода комментировать какие бы то ни было детали соглашения и плохое финансовое состояние завода (при выручке в 196 млн рублей убытки за 2002 год составляли 66 миллионов), говорить о проекте пока рано. Значительно больший потенциал привлечения иностранного капитала у одного из лидеров отрасли - Салаватстекла. Менеджмент завода в прошлом году попытался сделать шаги в этом направлении, проведя допэмиссию акций, которые впоследствии планировал продать стратегическому инвестору. Общий объем необходимых вложений в уже подготовленные проекты, включая производство автомобильного и низкоэмиссионного (используемого в строительстве) стекла, составлял 133 млн долларов. Но разгоревшийся конфликт основных акционеров завода похоронил эти планы. Учитывая нестабильную политическую ситуацию в республике, о планах привлечения сторонних инвестиций пока можно забыть. Ждать смены тенденции в производстве стекла на уральских предприятиях, таким образом, не стоит. Растущий спрос в ближайшем будущем будут удовлетворять стекольные заводы Центрального региона и импорт.

Асбест: назло Европе

Совершенно иная ситуация в асбестовой промышленности. Она обеспечивает почти пятую часть объема производства всех стройматериалов на Урале, и это без учета смежных предприятий асботехнической и асбоцементной подотраслей. Отрасль отличается высокой концентрацией и ориентирована на экспорт (свыше 40% продукции поставляется за рубеж). В России асбест производят два предприятия, и оба находятся в нашем регионе: Ураласбест (Свердловская область) и " Оренбургские минералы" (бывший Оренбургасбест, Оренбургская область). Третий производитель - сибирский Туваасбест - простаивает. На два комбината приходится примерно 40% мирового выпуска асбеста, а вместе с казахским Кустанайасбестом они контролируют четверть мирового экспорта.

Ключевая проблема отрасли - европейская "антиасбестовая" директива, согласно которой к 1 января 2005 года в Европе должно быть полностью прекращено использование асбеста из-за его токсичности. В результате мировой рынок асбеста за последнее десятилетие сократился в два раза (с 4,1 до 2 млн тонн). Впрочем, не все страны однозначно следуют директиве. По словам представителя пресс-службы "Оренбургских минералов", "в Европе одни страны (Италия, Словакия, Болгария) однозначно восприняли директиву Евросоюза и ввели запрет на асбест и содержащие его материалы заблаговременно, другие (Австралия, Великобритания, Германия, Мальта, Франция и пр.), введя в действие законы о запрете, предусмотрели исключения из него для некоторых асбестосодержащих материалов, третьи (Венгрия, Греция, Испания, Ирландия, Люксембург, Португалия, Румыния) запреты не ввели".

Впрочем, в Америке и Азии антиасбестовая кампания вообще не удалась, и именно на эти рынки ориентирован экспорт. На американский рынок работает в основном канадский производитель (17% мирового выпуска), на Азию - российский. Прирост этого года и дальнейшие перспективы расширения рынка связа-ны как с растущим спросом в Азии, так и с расширяющимся потреблением асбеста в России. Усилит конкурентные позиции уральских производителей слияние в рамках компании "Объединенные минералы" кустанайского и оренбургского комбинатов. Контрольные пакеты обоих принадлежат инвестиционной компании Атон. В совокупности они производят свыше 550 тысяч тонн асбеста. Предприятия специализируются на производстве различных групп асбеста и теперь могут координировать сбытовую политику. Одним из следствий объединения уже стал 20-процентный прирост производства на "Оренбургских минералах" в текущем году. В целом по итогам 2003 года производство асбеста на Урале и в стране увеличится примерно на 10%.

Вместо прогноза

Долгосрочная перспектива уральской промышленности стройматериалов не так уж плоха. В ближайшие год-два цементный и стекольный секторы несмотря на положительную динамику внутреннего спроса двигателем отрасли не станут. И вклад более благополучного асбестового сегмента, обеспеченный растущим спросом на российском и экспортном рынках, окажется нивелирован стагнацией в других секторах. Однако в отрасли уже появились крупные инвесторы: Lafarge, Евроцемент, УГМК, Horn glass industries. Есть все шансы на то, что Салаватстеклу удастся через какое-то время разрешить акционерный конфликт и перейти от стадии передела собственности к инвестициям. Эффект вложений начнет проявляться через два-три года. Именно тогда стоит ждать смены тенденции и нового витка роста в отрасли.