Растем и строим базу для роста

Андрей Максимов
22 декабря 2003, 00:00
  Урал

Полномочный представитель президента России в Уральском федеральном округе Петр Латышев положительно оценивает итоги уходящего года: налицо экономический рост, обеспеченный в первую очередь крупной промышленностью. В приоритетах полпредства - поддержка малого и среднего бизнеса, реализация административной и судебной реформ


Петр Латышев

- Петр Михайлович, какие события уходящего года, с вашей точки зрения, определили развитие Уральского федерального округа?

- Безусловно, важнейшее из них - выборы Государственной думы. Их итоги показали: результатом политической реформы стало укрепление позиций центристских сил, поддерживающих курс президента России. В целом по УрФО за "Единую Россию" проголосовало около 38% избирателей, что выше среднероссийского показателя. Позиции ЛДПР в округе оказались несколько сильнее, чем в среднем по стране (более 14% голосов и второе место), а КПРФ, напротив, слабее (10% голосов и третье место). При этом, как и по стране в целом, отмечался массовый переход электората от КПРФ к блоку "Родина" и ЛДПР. По результатам выборов в основном сохранился костяк прежнего депутатского корпуса: переизбрано 11 из 18 действующих депутатов, кроме того, один из них, Павел Крашенинников, избиравшийся ранее по списку, победил в одномандатном округе.

Для Уральского федерального округа очень значима укрепившаяся тенденция экономического роста, превышающего общероссийские показатели. Округ сохранил и упрочил ведущее положение в экономике России по ряду позиций и не допустил провалов ни по одному из важных направлений. Рост производства промышленной продукции за десять месяцев 2003 года на 9,7% превысил показатель аналогичного периода предыдущего года. Экономический подъем поддерживался положительной динамикой производства практически во всех отраслях, но в первую очередь обеспечен результатами работы топливной промышленности (прирост 10,8%), машиностроения (5%), черной (12,5%) и цветной металлургии (14%), электроэнергетики (8,5%). Всего с начала 2003 года промышленными предприятиями округа произведено продукции более чем на 951 млрд рублей. А рост в экономике - это основа социальной стабильности, повышения уровня жизни людей.

И еще один аспект: в УрФО, как и в России в целом, началась реальная работа по разграничению предметов ведения различных уровней публичной власти. Мы сформировали основу, на базе которой в 2004 году будет осуществлен комплекс мер, предусмотренных федеральным законодательством.

- Как вы оцениваете стилистику взаимоотношений органов власти и бизнеса в Уральском федеральном округе, в чем ее плюсы и минусы? Какие новые формы сотрудничества с бизнесом применял аппарат полпреда в 2003 году?

- Отношения рабочие. Мы реализуем главную задачу в этой сфере: добиться полной защищенности законных прав и интересов хозяйствующих субъектов с одной стороны, и исполнения ими всех требований федерального законодательства - с другой. В целом в округе в этом смысле нормальное положение. Главная наша забота сегодня - защита предприятий малого и среднего бизнеса. Здесь работы непочатый край. Ряд действий мы уже осуществили. К примеру, приняли меры для распространения опыта работы администрации Челябинской области в деле организации системы государственной поддержки и содействия развитию малого предпринимательства, создания условий для развития бизнеса, в том числе единой базы данных по проверкам предпринимателей органами государственного контроля (надзора), региональных тендерных площадок для размещения заказов крупными предприятиями для субъектов малого предпринимательства в интернет-сети.

Главная задача в отношениях власти и бизнеса - добиться полной защищенности законных прав и интересов хозяйствующих субъектов с одной стороны, и исполнения ими всех требований федерального законодательства - с другой. Каждый должен исполнять требования закона: и чиновник, и предприниматель. Такова позиция президента России и простая экономическая логика. В целом в округе в этом смысле нормальное положение. Главная наша забота сегодня - защита предприятий малого и среднего бизнеса. Здесь работы непочатый край

Реализация системных мер, направленных на улучшение условий деятельности малого предпринимательства, уже отразилась на результатах его работы. Число малых предприятий в Уральском федеральном округе в сравнении с аналогичным периодом 2002 года увеличилось на 1094 единицы. Среднесписочная численность постоянно работающих возросла на 114 тыс. человек (рост - 25,9%) и превысила в совокупности 552 тыс. человек. Промышленной продукции в фактических ценах выпущено на 24 млрд рублей (рост в 2,1 раза), сельхозпродукции - на 430 млн рублей (рост в 2,4 раза), объем подрядных строительных работ достиг 29,9 млрд рублей (рост в 1,5 раза), оборот розничной торговли - 35 млрд рублей (рост в 1,45 раза).

Формы нашей работы с бизнесом известны. Это и индивидуальные консультации, и участие бизнеса в реализации программ развития территорий, и активная инвестиционная деятельность. К слову, в начале февраля пройдет презентация экономики Уральского федерального округа в Японии. Мы планируем представить более 50 ведущих предприятий УрФО.

- Способствовать развитию бизнеса и экономическому росту призваны административная и судебная реформы. Как вы оцениваете качество их проведения на территории УрФО?

- Если кратко - реформы идут. В округе сформированы и в сентябре 2003 года приступили к работе квалификационные коллегии судей. В соответствии с федеральным законодательством должно быть создано 562 участка мировых судей, и к настоящему времени их уже 476 (84,3%). В первом полугодии 2003 года мировые судьи рассмотрели 14 569 уголовных (30,5%), 134 576 гражданских (60%) и 126 953 (78,8%) административных дел. Главной проблемой остается большое количество вакансий в судах общей юрисдикции: на 1 июля недокомплект составлял 295 человек, к 1 сентября снизился до 220 человек.

Нами сформирована окружная комиссия по федеративным отношениям и административной реформе. Она станет координирующим центром работы в 2004 году.

- Одна из основных составляющих конкурентоспособности макрорегиона - собственно уровень экономической конкуренции, определяющийся в свою очередь объемом регулирующих функций государства: чрезмерное регулирование приводит к коррупции, недостаточное - к игнорированию стихийным рынком государственных интересов. В чем, по вашему мнению, принцип целесообразного, достаточного присутствия государства в экономике?

- По сути я уже ответил на ваш вопрос. Действующая в нашей стране нормативно-правовая база вполне достаточна для того, чтобы добиться "золотой середины". Она предусматривает максимальную самостоятельность хозяйствующих субъектов при условии исполнения ими требований федерального законодательства. Еще раз подчеркиваю: каждый должен исполнять требования закона - и чиновник, и предприниматель. Такова позиция президента России и простая экономическая логика.